Дробление бизнеса в 2025 году
Дробление бизнеса – это экономически обоснованное разделение коммерческой организации на несколько юридических лиц, имеющее целью повышение управляемости хозяйственной деятельности, снижение рисков банкротства и рейдерских захватов, обход лимитов по выручке для предпринимателей на особых налоговых режимах, исключения претензий контролирующих органов и арбитражных судов.
Когда дробление бизнеса действительно необходимо
Дробление – абсолютно законная и легальная мера по преобразованию юридического лица, которая отражена в НК РФ. Она допускается в нескольких случаях:
- при разделении компании на несколько самостоятельных юрлиц без перекрестного подчинения для реального ведения деятельности (разные счета, разный персонал, разная клиентская база);
- при создании новых юрлиц или ИП (не используют имущество и ресурсы взаимосвязанных или «материнских» компаний);
- при необходимости законной оптимизации налоговой нагрузки (использования УСН или ПСН).
Важно! Юридическое лицо имеет право выбирать дробление бизнеса в качестве минимизации налоговой нагрузки, однако она не может быть единственно целью преобразования. В противном случае, налоговые органы могут счесть факт дробления попыткой искажения фактов хозяйственной деятельности и уклонения от уплаты налогов (1.54.1 НК РФ).
Однако, практика дробления бизнеса приобретает в России все большую популярность именно в связи с необходимостью обхода законодательных и налоговых ограничений. В частности, ее все чаще применяют компании, которые обязаны перейти с УСН на ОСНО, если их годовая выручка превышает 450 миллионов рублей. Чтобы сохранить режим упрощенного налогообложения (ниже налоги, проще отчетность), многие предприниматели дробят свой бизнес на несколько юрлиц с меньшим доходом, что не всегда является законным.
Проблемы и риски дробления бизнеса
Налоговый кодекс допускает несколько путей оптимизации налоговой нагрузки для «упрощенцев»:
- переход на ЕСХН (фиксированный налог, 6% НДС) для предприятий малого бизнеса, но при выручке не более 60 миллионов рублей;
- работу через комиссионеров или агентов на УСН или ПСН (минимизация НДС);
- регистрацию в оффшорных зонах или работу через оффшорные компании (трансфертное ценообразование);
- переход на экспортные операции (нулевая ставка НДС);
- использование налоговых льгот по некоторым видам деятельности (нулевой НДС согласно ст.149 НК РФ);
- применение права на налоговые вычеты (за счет вычета входного НДС).
Перечисленные способы оптимизации налоговой нагрузки с сохранением упрощенной системы налогообложения – не идеальны, имеют свои недостатки и ограничения, требуют соблюдения законодательной и административной дисциплины, строгого учета и ведения документооборота.
Признаки для налоговой
Дробление бизнеса – тоже один из вариантов сохранения УСН при годовой выручке компании свыше 450 миллионов рублей. Однако, как уже сказано выше, налоговые органы, если не найдут никаких иных оснований, кроме получения неправомерной выгоды и уклонения от уплаты налогов (согласно письмам ФНС РФ № СА-4-7/15895 и № БВ-4-7/3060), могут усмотреть в дроблении мошенническую схему, если созданные юрлица или ИП:
- разделены формально, а не по территориальному признаку, видам деятельности, условиям работы с контрагентами;
- не соответствуют критериям УСН (выручка более 450 миллионов, численность сотрудников более 130 человек);
- управляются одним бенефициаром-руководителем;
- имеют общий юридический адрес и иные реквизиты;
- имеют общую хозяйственную структуру, общий персонал и кадровую политику;
- имеют общий доступ к распоряжению финансами, передают между собой основные средства и активы, производят перекрестное субсидирование;
- раздельно ведут бизнес, который может выполняться одним юрлицом;
- пользуются общей базой поставщиков и клиентской базой;
- ведут формальный документооборот между собой.
То есть, незаконным считается такое дробление бизнеса, в котором компании разделены без экономического обоснования, но выполняют единый производственный процесс с общим экономическим результатом, фактически сохраняют централизованное управление и взаимозависимое финансирование.
Если налоговая инспекция сумеет доказать, что дробление – это «схема», они оспорят реорганизацию бизнеса в арбитраже, после чего доначислят налоги и пени, а также жестко оштрафуют юрлицо на основании статей 119, 120, 122 НК РФ и 198, 199 УК РФ (100-300 тысяч рублей, лишение свободы на 0.5-5 лет). В некоторых случаях наказание может привести к полной остановке бизнеса и банкротству.
Чтобы исключить претензии фискальных органов, репутационные и юридические риски при дроблении бизнеса, вы должны четко сформулировать деловую цель преобразования и предоставить налоговикам бесспорные доказательства того, что дробление не направлено на получение необоснованной налоговой выгоды.
Бухгалтерский учет при дроблении бизнеса
Корректный и прозрачный бухгалтерский учет – одно из важных доказательств законности, легальности и легитимности дробления бизнеса. В документах строгой бухгалтерской отчетности и налоговых отчетах юридического лица налоговики будут искать признаки финансовой схемы в первую очередь.
Чтобы исключить любые риски, бухгалтерия коммерческой компании обязана провести дробление в строгом соответствии с законодательством, бухгалтерскими регламентами и внутренними правилами ведения деятельности.
При проведении процедуры дробления, необходимы:
- на подготовительном этапе:
- инвентаризация активов и обязательств, которые будут переданы новым юрлицам или ИП;
- оценка стоимости активов по рыночной стоимости;
- разработка плана дробления (распределение активов и обязательств между новыми субъектами).
- на этапе дробления:
- оформление передачи активов и обязательств (акты приема-передачи для каждого актива, бухгалтерские справки, оформление передачи активов договорами);
- отражение передачи активов и обязательств в бухгалтерской отчетности;
- отражение передачи активов и обязательств в налоговой отчетности.
Бухгалтерский учет при дроблении предполагает формирование отчетности для передающей и принимающей сторон.
Отражения в бухгалтерском учете
В учете передающей компании дробление отражается следующими основными проводками:
- списание стоимости основных средств - дебет 01 «Выбытие ОС» — кредит 01 «ОС»;
- списание накопленной амортизации - дебет 02 «Амортизация ОС» — кредит 01 «Выбытие ОС»;
- убыток от выбытия основных средств - дебет 91 «Прочие доходы/расходы» — кредит 01 «Выбытие ОС».
- списание стоимости товарно-материальных ценностей - дебет 91 «Прочие доходы/расходы» — кредит 10 «Материалы»;
- выручка от передачи товарно-материальных ценностей - дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — кредит 91 «Прочие доходы и расходы».
В учете принимающей компании дробление бизнеса отражается следующим образом:
- стоимость приобретения основных средств - дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» — кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
- ввод основных средств в эксплуатацию - дебет 01 «Основные средства» — кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
- прием и оприходование товарно-материальных ценностей - дебет 10 «Материалы» — кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Вновь открытые компании должны открыть банковские счета, определиться с формой налогообложения и приобрести необходимые лицензии и патенты. Передающая компания после завершения процесса дробления бизнеса обязана закрыть счета в банках и сдать бухгалтерскую отчетность, если намерена прекратить деятельность.
Особенности налогового учета при дроблении бизнеса
Налоговый учет при дроблении бизнеса имеет свои особенности, которые важно учитывать при формировании налоговой отчетности:
- при передаче активов могут возникать объекты, облагаемые НДС (некоторые могут быть освобождены от НДС по 2.3.39 НУ РФ);
- при разделении или выделении бизнеса налог на прибыль не взимается (3.251 НК РФ);
- после передачи активов налоговая база по имущественному и земельному налогам должна быть пересчитана;
- обязательно учитывается дебиторская (отражается как реализация права требования) и кредиторская задолженности (отражается как погашение обязательств перед кредиторами).
Важно! Ошибки при оценке активов (занижение или завышение), неполное или неточное отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете, нарушение правил и порядка применения налоговых льгот (НДС и налог на прибыль) не допускаются и могут привести к претензиям со стороны налоговиков, доначислению налогов, штрафов и пеней.
Налоговая амнистия в 2025 году
С 1 января 2025 года в России начала действовать налоговая реформа, которая призвана модернизировать налоговую систему страны и вводит серьезные изменения: пятиступенчатую шкалу НДФЛ, увеличения налога на прибыть c 20% до 25% для и налоговую амнистию для компаний, применяющих дробление бизнеса (ФЗ №176).
Налоговая амнистия – это государственная программа, позволяющая предпринимателям на УСН, ранее укрывающимся от уплаты налогов за дроблением бизнеса, легализовать свои доходы без введения штрафных санкций и под гарантию более не применять незаконные схемы ведения хозяйственной деятельности.
Участниками налоговой амнистии могут стать коммерческие компании и ИП, которые:
- были уличены в факте незаконного дробления бизнеса по результатам выездных проверок за 2022-2024 годы;
- должны быть оштрафованы по решениям ИФНС, вынесенным до 12.07.2024 года;
- готовы добровольно отказаться от дробления бизнеса и вернуться к предыдущей организации юридического лица.
Эти предприниматели будут освобождены от уплаты не всех налогов, а только доначисленных налогов, штрафов и пеней, связанных с дроблением бизнеса в течение последних трех лет! Налоги по зарплатам, НДС, НДПИ, страховые взносы за указанные периоды уплатить придется.
Важно! Налоговая амнистия не касается предпринимателей, которые произвели дробление бизнеса без использования спецрежимов, их нарушения были выявлены камеральными проверками до начала 2022 года, либо решение ИФНС было принято до 12.07.2024 года.
Если в штате вашей компании нет профессионального бухгалтера, ваши специалисты затрудняются с выбором формы сохранения УСН, либо ваш бизнес может понести серьезные убытки из-за введения налоговой реформы или претензий налоговых органов по дроблению бизнеса, обратитесь за помощью к квалифицированным специалистам ЦБО Бизнес-Партнер.
Мы всегда в куре изменений налогового законодательства, имеем опыт организации документооборота и учета при поведении реорганизации коммерческих компаний и ИП в форме разделения или отделения, умеем оперативно и корректно решать учетные и организационные задачи любой сложности, и готовы помочь вам организовать бухгалтерский и налоговый учет на высоком уровне!
Смотрите также: