Бухгалтерский учет торговой точки обязан вести каждый предприниматель по закону (ИП или ООО на ОСНО, кроме УСН). Это помогает отчитаться перед налоговой: сколько стоит товар, какова его цена в продаже, какова зарплата продавца и другого персонала, сколько стоит аренда помещения. Если не вести учет, то можно нарваться на штрафы и проверки ФНС или даже получить крайнюю меру - могут заблокировать банковский счет.
Например: если магазин не учтет все закупочные товары в расходах (такое бывает по неосторожности), то предприниматель может заплатить больше налогов. Поэтому нужен хороший бухгалтер, обращайтесь мы занимаемся бухгалтерией уже более 10 лет!
Есть еще управленческий учет - на его основе владелец магазина может осуществлять управленческие решения: там он видит все расходы и доходы торговой точки. Обзор таких данных позволяет принять решения по операционке, о необходимости маркетинговых компаний и акций, избегать затоварования и кассовых разрывов. Если все делать правильно, то можно увеличить прибыль.
Например: владелец торгового центра заметил, что обслуживание холодильных установок сторонней компанией влетает в копеечку и делается невовремя - тогда они наняли в штат специалиста по холодильным установкам и он начал каждый день за ними следить и ухаживать. В результате холодильники начали реже ломаться, а за сервис ТЦ стал платить меньше чем раньше, при этом покупатели постоянно довольные - так как продукция постоянно свежая.
Оперативный учет - он необходим, чтобы вовремя (оперативно) реагировать на спрос: например, покупатели часто начали спрашивать один и тот же товар, и тогда, закупив его побольше - можно сделать больше выручки, а если товар исчез с полок - то вовремя его успеть заказывать. Также можно следить за просроченным товаром и вовремя его убирать с полок, так как такой товар - портит имидж компании и магазина в целом.
Товарный учет необходим для учета товаров, чтобы вовремя знать какой заканчивается и вовремя планировать его поставку. Он также, помимо контроля товарных остатков, помогает следить за сроками годности. Интересный пример: в магазине начали исчезать вещи, но в программе они числятся как в наличии, и после установки видеокамер удалось выловить того, кто их похищал - как оказалось, это также плюс товарного учета.
Основные операции товарного учета
- Заказ у поставщика. Всегда нужно знать как быстро заканчивается товар, чтобы заказать еще партию. На основе анализа отчетов можно сделать вывод какой товар залеживается, а какой пользуется меньшим спросом - и его не заказывать далее. Также нужно знать сроки годности - и успевает ли товар продаваться, чтобы не было убытков.
- Переоценка товара. При повышении цен у поставщика - лучше сразу увеличивать отпускные цены, чтобы это не сказывалось отрицательно на рентабельности.
- Замена ценников. Нужно всегда следить за актуальностью ценников - согласно статьи 10 Закона о защите прав потребителей - каждый покупатель магазина имеет права знать отпускные цены на тот или иной товар.
- Продажа на кассе. У каждого магазина (продавца) должна быть онлайн касса, согласно Закона № 54-ФЗ о контрольно-кассовой технике, которая будет правильно формировать чеки. ККТ должна уметь формировать чеки как для возврата, таки и для покупок безналом и тд. Контрольно-кассовая техника - начало и самая главная цепь в бухгалтерском учете магазина: эти данные поступают во все виды отчетов, на основе которых идет пересчет остатков, создаются акции. Все эти процессы сегодня идут в автоматическом режиме и формируются отчеты, которые потом используются руководителями для принятия управленческих решений.
- Перерасчет остатков позволяет понять каков спрос и рентабельность товара, на какой товар приходится больше прибыли и какой лучше заказать больше.
- Инвентаризация проводится в каждом магазине, чтобы выявить недостачу или излишки. Таким образом можно узнать куда пропадает товар и по камерам отследить, если кто-то в этом замешан.
Бухучет в торговле имеет два направления: опт и розницу (торговые точки в ТЦ, розничные магазины) . Покупки оптом характеризуются большими партиями, безналичными расчетами между участниками сделки, которыми являются юридические лица. Покупки в розницу предполагают небольшие партии или штучные продажи, как правило, физическим лицам для личного потребления. Расчеты осуществляются наличными деньгами или банковскими картами. Все эти особенности необходимо грамотно записать в бухгалтерском учете.
Любая российская организация независимо от вида ее экономической деятельности обязана вести бухгалтерский учет и налоговый. Однако этот учет в различных сферах деятельности имеет свою специфику, о которой обязательно должен знать бухгалтер, чтобы работать без ошибок, правильно и своевременно отчитываться в налоговые органы, иначе не избежать штрафных санкций.
Бухгалтера Бизнес Партнера имеют большой практический опыт работы в различных областях хозяйственной деятельности. Мы предоставляем бухгалтерское сопровождение компаниям различных сфер, в частности, оптовая и розничная торговля, строительство, услуги, гостиничный бизнес и многое другое. О наших ценах вы можете узнать позвонив по телефону: 8 (495) 782 -29- 89 или написав нам в онлайн-чат. Мы работаем максимально качественно, так как любим свое дело и бережем ваши деньги!
Опт и розница
Бухучет в торговле имеет два направления: опт и розницу.
Отличаются эти виды торговли – объемами продаваемой продукции. Покупки оптом характеризуются большими партиями, безналичными расчетами между участниками сделки, которыми являются юридические лица или индивидуальные предприниматели. Покупки в розницу предполагают небольшие партии или штучные продажи, как правило, физическим лицам для личного потребления. Расчеты осуществляются наличными деньгами или банковскими картами. Все эти особенности необходимо грамотно записать в бухгалтерском учете.
Главный счет учета товаров, купленных для перепродажи – счет 41 «Товары», на котором отражается информация следующего содержания: наименование товара, его количество, места хранения и материально ответственные лица. Важным моментом является правильное формирование себестоимости, которая складывается из цены приобретения и различных дополнительных расходов (например, доставка, таможенные пошлины и др.). Учет товароматериальных ценностей регламентируется ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».
Рассмотрим для начала бухгалтерский учет в опте. Здесь задействуется меньше счетов чем в рознице, так как товары отражаются по покупным ценам. Любые действия с ТМЦ фиксируются соответствующими бухгалтерскими проводками. Вот основные из них:
Покупка ТМЦ у поставщика:
- Дт 41 Кт 60 – оприходован товар;
- Дт 19 Кт 60 – выделен «входящий НДС»;
- Дт 60 Кт 51 – оплата поставщику;
- Дт 41 Кт 60 – учтены прочие расходы, формирующие себестоимость.
Учет затрат торговой организации (хранение, реклама, зарплата, упаковка и т.д.):
- Дт 44 Кт 60, 70, 69, 10, 76
Продажа ТМЦ покупателю:
- Дт 62 Кт 90.1 – отражена реализация;
- Дт 90.3 Кт 68 – начислен НДС с реализации;
- Дт 90.2 Кт 41 – списание фактической себестоимости проданного товара;
- Дт 90.2 Кт 44 – списание расходов на продажу;
- Дт 51 (52) Кт 62 – поступила оплата от покупателя.
Бывает, что в ходе хозяйственной деятельности выявляется бракованный товар, который также подлежит учету. Он отражается на сч.94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетом 41. Брак может быть списан в пределах норм естественной убыли и сверх нее. Данный параметр устанавливается в учетной политике компании. Если же товар был испорчен по чьей либо вине, то затраты можно списать на виновника проводкой Дт 73 Кт 94.
Как вести учет в рознице
Кто-то до сих пор ведет по старинке - в тетради, но многие уже перешли на автоматизированные системы. В связи с этим сформировались и существуют 2 системы учета в торговых точках:
- Суммовой
- Количественный
Количественный учет - в этом случае количество товара всегда видно в программе и можно легко понять сколько продано, и на основе этих отчетов делать новый заказ и проводить инвентаризацию. Прогрессивный бизнес, конечно же, придерживается этого подхода. Тут легко отследить сколько скоропортящихся товаров осталось в наличии или товаров с определенными характеристиками. Если вести такой товароучет в Excel, то нужно все процессы и формулы настраивать вручную и практически каждый день - не каждый на это пойдет, поэтому покупаются автоматизированные программы.
Бухгалтерский учет в рознице предполагает, что ТМЦ учитываются по ценам покупки или продажи. Выбранный метод должен быть прописан в учетной политике организации.
Бухгалтерский учет в магазине
При использовании учета по продажным ценам нужно выделять торговую наценку на специальном счете 42. Корреспонденция счетов будет следующая: Дт 41 Кт 42. После продажи товара необходимо учесть реализованную наценку или еще ее называют валовым доходом предприятия –Дт 90.2 Кт 42 сторно.
В розничной торговле обязательным является применение кассового аппарата, с помощью которого принимаются платежи от покупателей. Его нужно зарегистрировать в налоговой инспекции и обеспечить электронный обмен данными с ИФНС. Настройкой кассового оборудования и его технической поддержкой занимаются специализированные центры.
Сумма накопленной за день наличной выручки оформляется проводкой: Дт 50 Кт 90.1. Если покупатель расплачивается с помощью карты, то делается запись Дт 51/57 Кт 90.1. Ежедневное ведение кассовой книги здесь обязательно.
Также, если розничная точка автоматизирована специальной программой, то бухгалтерский учет товаров ведется по себестоимости каждой единицы, что является более удобным и подробным способом, если же такой программы нет, то можно вести суммовой учет с выделением торговой наценки.
Таким образом, главный бухгалтер, формируя учетную политику торговой компании должен предусмотреть и прописать все вышеперечисленные особенности бухгалтерского учета с целью обеспечения его единообразия в перспективе.
Смотрите также:
- Бухучет в аптеке
- Быстрый аудит бухгалтерии компании
- 1С бухгалтерия
- Бухгалтерский учет в ресторанном бизнесе
- Бухгалтерский учет Озон