Бухгалтерский учет в медицинской организации.
Сфера данных услуг имеет свою специфику, и организации, работающие в данной области должны иметь пакет разрешительной документации. Другими словами, медицинский бизнес является лицензируемым, но это не единственная особенность. Отличается от стандартного налоговый и бухгалтерский учет, если деятельность компании связана с оказанием мед. услуг, консультированием, производством или распространением определенных препаратов. В данной статье выясним, с чего начинается учет, разберем основные черты бухучета в медицинских организациях (МО), укажем на сложные моменты и нюансы.
Виды медицинских организаций
Существует три основных группы медицинских компаний:
-
Лечебно-профилактические (например, роддома, санатории, больницы);
-
Надзорные (в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, центры гигиены и эпидемиологии и др.)
-
Учреждения особого типа (медицина катастроф, бюро медицинской статистики, судебно-медицинской экспертизы)
В зависимости от целей создания медицинские организации могут быть коммерческими и некоммерческими, государственными. Это и определяет какой вид бухгалтерского и налогового учета будет вестись в компании и список какой отчетности необходимо предоставлять в госорганы ежеквартально, а может и ежемесячно.
Приказ об учетной политике в МО
Частные медицинские центры обычно выбирают формы хозяйствования ИП или ООО. Учет начинается с формирования политики, которая определяется руководителем или собранием учредителей. Подписывается соответствующий приказ. Документ разрабатывается штатным бухгалтером или привлекаются сторонние специалисты в рамках аутсорсинга. Такая практика в наше время применяется все чаще, так как важно, чтобы вся первичная документация была составлена в строгом соответствии с действующими нормами законодательства. Справиться с такой задачей смогут только профессионалы. Несмотря на это, некоторые частные предприниматели берут на себя обязанности бухгалтера и работают над созданием таких бумаг самостоятельно.
В учетной политике максимально подробно прописываются основные положения по ведению бухгалтерского и налогового учета в компании, указывается ответственное лицо за его ведение, методология, утверждаются формы первичных документов и право подписи этих документов, график документооборота и многое другое. Если учетная политика составлена грамотно и профессионально, то это помогает в будущем избежать множества ошибок и регламентирует работу бухгалтера в установленном порядке.
Отличительные особенности учета в МО
Главным отличием в учете государственных и коммерческих компаний является нормативная законодательная база, а также разный план счетов бухгалтерского учета.
Мы рассмотрим учет в коммерческих компаниях
Основной целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Для МО доходами будут являться средства населения или юр. лиц, уплаченные за оказанные медицинские услуги, а расходами: покупка лекарственных препаратов, оборудования и его амортизация, зарплата врачей и обслуживающего персонала, административные расходы и налоговые обязательства. Порядок учета доходов и расходов в бухгалтерском учете регламентируется ПБУ 9/99 и 10/99 соответственно.
В налоговом учете порядок признания доходов и расходов будет зависеть от системы налогообложения. Если это ОСН, то будет использоваться метод начисления (по факту оказания услуги), если же это УСН, то здесь применяется кассовый метод, т.е. по факту оплаты.
Очень важным и объемным блоком в учете для медицинской компании является учет лекарств и расходных материалов, так как здесь преобладает довольно обширная номенклатура и нужно контролировать сроки годности медикаментов, чтобы вовремя их списывать и не использовать в деятельности. Основным бухгалтерским счетом здесь выступает счет 10 «Материалы». Списывают их как правило на счет 20 «Основное производство» одним из установленных в учетной политике способов: по себестоимости единицы, по средней с/с или методом ФИФО.
Для контроля пригодности медикаментов назначается ответственное должностное лицо, которое при выявлении негодных (просроченных) лекарств возвращает их поставщику либо по акту списывает в утилизацию. В целом процедура схожа с обычной инвентаризацией.
В особом порядке ведется мониторинг психотропных и наркотических веществ и препаратов. Порядок регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ. При обнаружении недостач или несоответствий необходимо уведомить об этом факте органы МВД в трехдневных срок. В комиссию по инвентаризации здесь могут входить только лица с актуальным допуском к работе с такими веществами.
Медицинское оборудование и техника учитываются как основные средства и подлежат амортизации. С 2022 года основным нормативным документом по бухучету является ФСБУ 6/2020. Счета, используемые в учете 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 01 «Основные средства» и 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами». Амортизация начисляется одним из установленных учетной политикой предприятия методом.
Учет административных расходов отличительных черт в учете не имеет.
Оплата труда медицинскому персоналу внутри компании регулируется соответствующим положением. На государственном - Приказом Минздрава от 31.04.2014 № 696Н в редакции от 07.02.2018. Система оплаты труда состоит из трех основных блоков: базового оклада, стимулирующих доплат и коэффициентов, и надбавок на местах. Все это необходимо знать и внимательно учитывать при ведении данного участка бухгалтерии.
Касаемо нюансов налогообложения, МО имеют право применять ставку НДС 0% согласно ст. 284.1 НК и совсем освобождаться от НДС при оказании ряда медицинских услуг по перечню из ст. 149 п.2 пп.2. Средства, поступающие в рамках ОМС от страховых компаний и в порядке целевого финансирования не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Состав отчетности МО
Эти компании сдают ту же самую бухгалтерскую и налоговую отчетность, что и любые другие коммерческие организации, а также могут предоставлять дополнительную отчетность исходя из специфики деятельности. Например, дополнительные формы отчетности могут сдаваться в Росстат, а также в Минздрав, территориальные фонды ОМС, в Росалкогольрегулирование в случае работы с этиловым спиртом, а также МВД, как было сказано ранее в статье.
Таким образом, учитывая все вышеперечисленное, бухгалтерский работник должен обладать достаточно высокой компетенцией при работе с медицинскими организациями. ЦБО БИЗНЕС ПАРТНЕР имеет большой опыт сопровождения медицинских компаний и имеет высококвалифицированный штат сотрудников, которые помогут Вам разобрать в хитросплетениях отечественного законодательства и обеспечить успешное развитие вашего бизнеса!
Смотрите также: