Безупречная финансовая отчетность – один и основных показателей успешной и контролируемой деятельности любой коммерческой компании, и в качестве одного из стандартов рассматривается бухгалтерский учет по МСФО.
Важно понимать, что большинство юридических лиц в России формируют бухгалтерские и налоговые отчеты в соответствии с российскими законодательными требованиями (РСБУ), а налоговая база определяется как разница между доходами и расходами бизнеса. Это справедливая формула, однако, международный стандарт финансовой отчетности использует иные подходы к определению налоговой базы.
Что такое МСФО?
МСФО – это международный стандарт финансовой отчетности, который используется быстро развивающимися и преуспевающими компаниями, которые:
- Планируют развивать, а не закрывать бизнес (принцип непрерывности);
- Готовы отражать все хозяйственные операции в отчетности (принцип начисления);
- Ориентированы на справедливую оценку бизнес-процессов;
- Готовы принимать правильные управленческие и инвестиционные решения;
- Уделяют больше внимания сути экономической деятельности, а не документальным формальностям;
- Выходят на международные рынки.
Такой подход существенно упрощает ведение бизнеса, делает хозяйственные операции прозрачными, сокращает риск возникновения споров с контролирующими органами и упрощает ведение бухгалтерского учета.
Одно из главных преимуществ МСФО (IFRS) – универсальность и стандартизированность большинства механизмов ведения отчетности для более, чем 100 стран мира, независимо от национальных налоговых систем, финансовых стандартов и языков общения.
Содержание МСФО
Система МСФО включает несколько обязательных отчетов:
- О финансовом состоянии бизнеса (бухгалтерский отчет);
- О расходах/доходах (прибылях, убытках и затратах);
- О движении капитала (полученной за год прибыли);
- О движении денежных средств (финансовые, инвестиционные и операционные операции).
К текстовым отчетам обычно прилагаются графические документы (таблицы расчетов, графики) и текстовые пояснения к некоторым отчетам.
Важно! Принцип МСФО предполагает сначала формирование отчетов по филиалам, дочерним компаниям и удаленным офисам, а затем – оформление сводного пакета отчетности для головного офиса.
Обязательные отчеты МСФО
В соответствии с ФЗ №208 («О консолидированной отчетности»), вести бухучет согласно международным стандартам обязаны:
- Кредитно-финансовые организации и банки;
- Страховые компании (кроме, обязательного медстрахования);
- Пенсионные фонды негосударственного формирования;
- Компании, управляющие паевыми и инвестфондами;
- Компании, ведущие межгосударственные безналичные расчеты и торгующие ценными бумагами (клиринг);
- Федеральные государственные унитарные предприятия;
- Акционерные общества с государственным участием.
Кроме того, вести бухгалтерскую отчетность по МСФО должны все компании и предприятия, которые указали это требование в уставных документах, аудиторские организации и бухгалтерские компании.
Важно! От обязанности применять МСФО освобождены бюджетные организации РФ и коммерческие компании, не входящие в вышеперечисленный список.
В то же время, любая организация или компания может добровольно перейти на международные стандарты ведения бизнеса. Это рациональное решение для крупных промышленных групп и холдингов (для консолидации отчетности по офисам и подразделениям), компаний с планируемыми инвестициями, иностранных инвестфондов и некоторых государственных структур для внутреннего контроля.
Алгоритм применения МСФО
Формирование отчетности по международному стандарту имеет свои правила и последовательность действий для бухгалтерии компании или организации:
- Разрабатывается политика по МСФО и выбирает «отчетную» валюту
-
Проводится ревизия имеющихся активов и обязательств
-
Анализируется структура организации (дочерние компании, удаленные подразделения и филиалы, внутренние финансовые операции и т.д.)
-
Выбирается способ трансформации бухгалтерской отчетности и данные для корректировок
-
Выполняется перегруппировка, реклассирование и трансформация данных по активам/обязательствам
-
Формируются новые отчеты в соответствии с международными стандартами
То есть, в задачу бухгалтерии компании входит полная трансформация и перевод имеющейся отчетности по РСБУ (российский стандарт) в отчетность по стандартам МСФО. В чем тут отличия?
СФО и РСБУ: принципиальные отличия
|
РСБУ |
СФО |
Цели формирование отчетности |
Рассчитана на предоставление данных налоговым органам |
больше подходит для оценки состояния бизнеса и инвестиционных решений |
Содержание |
Ориентирована на формальную сторону учета (документальное оформление хозяйственных операций) |
Ориентирована на сами хозяйственные операции и их содержание. |
Налоговая база |
разница между доходами и расходами |
в зависимости от способа погашения балансовой стоимости актива |
Консолидированность отчетов |
Головной офис и дочерние компании отчитываются индивидуально |
Предполагает формирование групповых отчетов по бизнесу, как единому хозяйственному комплексу |
Валюта отчетов |
Все отчеты – только в рубле |
Допускается выбор функциональной валюты (в которой бизнес получает прибыль и рассчитывается с контрагентами) |
Отражение стоимости активов |
По исторической стоимости, а активы для продажи вообще не оцениваются |
По результатам оценки справедливой стоимости |
Проценты по доходам |
По заключенному договору |
По эффективной ставке (ожидаемой прибыли) |
Нематериальные активы |
Оценка по потенциально возможной прибыли |
Оценка по гарантированной выгоде за конкретный срок |
Сложные договора |
Каждая выручка оценивается отдельно, а сложные операции могут разделяться на компоненты |
Оценка производится комплексно, что позволяет не терять смысла самой финансовой сделки |
Производные финансовые инструменты |
Не считаются особым видом имущества и учитываются за балансом |
Классифицируются как капитал, активы или обязательства |
Конвертируемые инструменты |
Капитал, конвертируемые облигации — это обязательство |
Разделены на компоненты обязательства (по справедливой стоимости) и капитала (по остаточной стоимости) |
Акции с правом продажи |
Признаются частью капитала |
Признаются обязательством |
Отчет о движении средств |
Только прямой метод составления отчета |
Разрешается составление отчета прямым и косвенным методом |
Раскрытие информации по движению капитала |
Не предполагает раскрытие информации |
подразумевает раскрытие информации |
Сроки отчетного периода |
1 января-31 декабря (календарный год) |
Отчетный период выбирает сама компания |
Таким образом, разница в подходах к анализу экономической деятельности бизнеса и документообороту очевидна – у РСБУ и МСФО разные цели, и различия в отчетах могут тотально различаться. РСБУ имеет более строгий вид, максимально регламентирована и формализована, а финансовые отчеты фактически независимы друг от друга.
Международная же система бухучета – это не правила, а принципы ведения и контроля бизнес-деятельности. Поэтому МСФО - более адекватна, информативна и ценна, отражает действительно реальные экономические процессы, «гуманна» для предпринимателей и полезна для инвесторов.
Кроме того, отчетность здесь взаимосвязана – сначала отчет о финрезультатах (доходы/расходы и прибыль), на его основе – отчет о движении средств, а затем – бухгалтерский баланс. Это позволяет лучше контролировать деятельность компании и делает его операции более прозрачными, понятными и предсказуемыми. А показатели EBITDA, включенные в отчетность, дают полное представление о финансовом состоянии бизнеса, что упрощают инвесторам оценку потенциальной прибыльности активов.
Проблемы внедрения МСФО в России
По большинству требований, стандартов и параметров РСБУ и МСФО принципиально отличаются (сроки, отчетный период, валюта, получение выручки, определение налоговой базы и т.д, что создает множество проблем для ведения бухгалтерского учета:
- Принципиально не совпадают концептуальные определения налоговой базы, принципы оценки основных и нематериальных активов, валюты расчета, сроки отчетных периодов;
- Есть сложности при адаптации российских стандартов с международными;
- Возникают разночтения и неправильные трактовки при переводе терминологии на русский язык;
- Международные стандарты очень требовательные и детальные (например, по реклассам операций);
- Компаниям необходимо раскрывать больший объем данных о ведении бизнеса;
- Формирование отчета по международному стандарту требует трансформации бухгалтерского учета российского стандарта.
То есть, для большинства российских коммерческих компаний ведение документооборота и отчетности в соответствии с МСФО – это сложно. РСБУ – проще, менее требовательна, более привычна, а заодно не требует полной прозрачности.
Если вам необходимо перейти на международную систему финансовой и налоговой отчетности, адаптировать российские стандарты и данные к МСФО для инвесторов, партнеров и налоговых органов вы можете обратиться в компанию «(ЦБО) Бизнес Партнер». Наши опытные бухгалтеры хорошо ориентируются в международных стандартах бухучета и помогут ИП и коммерческим компаниям в Москве и МО сформировать отчетную политику бизнеса, быстро перевести бухгалтерскую отчетность на МСФО и обучить персонал составлению отчетов.
Смотрите также: