Ведение бухгалтерского учета в бюджетной организации существенно отличается от бухгалтерии коммерческой компании или предприятия. Связано это с тем, что она создается и финансируется государственными структурами, имеет целью не получение прибыли, а поддержку госпрограмм (социальных, культурных, образовательных) и оказание услуг населению.
Виды бюджетных организаций
На сегодняшний день право на регистрацию и работу в России имеют три вида государственных компаний:
- Автономные (ФЗ №174) – оказывают социальные, научно-образовательные, культурные, здравоохранительные услуги. Могут регистрировать счета в Федеральных казначействах/коммерческих банках. Бюджетные средства – субсидии, которыми распоряжаются самостоятельно, согласно плану хоздеятельности. Госимуществом могут только управлять, перед инвестором отвечают только за те объекты, которые оно передало в управление. По обязательствам отвечают собственными активами.
- Бюджетные (ФЗ №7) – оказывают некоммерческие услуги населению. Счета регистрируют в ФК или банках. Субсидируются государством и переводят доходы в госбюджет согласно сметам. Управляют государственным имуществом и отвечают только за переданную государством в управление недвижимость. Отвечают по обязательствам и решениям собственными активами.
- Казенные (БК РФ) – выполняют задачи и услуги госуправления. Счета регистрируют только в Федеральных казначействах. Бюджетные доходы получают из бюджета и расходуют согласно требованиям БК РФ. Собственного имущества не имеют, перед государством отвечают за переданное в управление недвижимое имущество. По обязательствам несут финансовую ответственность.
Все три вида госорганизаций имеют один источник финансирования – государственный бюджет РФ. Для получения субсидий они должны вести бухучет и контроль доходов и расходов, то есть, бюджетный учет.
Основные принципы учета госорганизаций
В связи со спецификой формы собственности и целевой деятельности, бухгалтерия бюджетных компаний и организаций должна вестись с учетом:
- Требований БК РФ, других законодательных актов и отраслевого законодательства;
- Кодов бюджетной классификации (КБК) и классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);
- Строгого контроля приходно-расходных операций;
- Требований казначейства.
Законодательной базой для ведения бухучета бюджетных организаций являются ФЗ №402 и Приказы Министерства Финансов № 75 (применения КБК), №33 и 191 (подача отчетности), №52 (нормативы первичных документов).
Принципы финдеятельности по ФЗ No402
- Источник дохода – только государственное субсидирование.
- Средства на финансовый год выделяются учредителем по соглашению.
- Финансирование производится на основании плана финхоздеятельности (ФХД) по каждому виду деятельности (доходы/расходы);
- Рабочий план счетов составляется согласно учетной политике компании;
- Учет ведется с момента регистрации организации и только в национальной валюте (рублях);
- Каждая финансовая операция должна подтверждаться первичным документом, который затем отображается в учетных регистрах.
Важно! Каждая бюджетная организация самостоятельно формирует свою учетную политику в рамках действующего законодательства и ведет учет под строгим внутренним админконтролем (регулярные пересчеты средств, личная ответственность директора компании за финучет).
Общий контроль над учетом госорганизаций осуществляет Федеральное казначейство. Оно должно иметь прозрачный доступ к бухгалтерии госкомпании, пополняет ее средства на основании поданных заявок и списывает после проведения проверки доходно-расходных операций.
В отношении имущества, которым пользуются бюджетные компании, также есть свои правила: имущество всегда остается в собственности государства и выделяется в бессрочное пользование и оперативное управление на основании заявок в рамках имеющегося бюджета. Организация не может самостоятельно и бесконтрольно распоряжаться имуществом без согласия владельца.
Порядок ведение бухучета и отчетности
Важно помнить, что у «бюджетников» не может быть иных источников дохода, кроме государственных денег. Но чтобы получить новое субсидирование, необходимо отчитаться перед госконтролем по предыдущим сметам доходов и расходов. Поэтому к бухгалтерии таких компаний предъявляются самые жесткие требования.
Учетная политика
Устанавливается госкомпанией самостоятельно, отражается в ее внутренних нормативных актах, пересматривается либо подтверждается ежегодно (Приказ №274н) и определяет основы финхоздеятельности организации и принципы ведения бухучета, в частности:
- Структуру и ответственных лиц организации;
- Порядок и методы оценки балансовых объектов;
- Порядок отображения операций и проведения инвентаризаций;
- Перечень и формы бланков документации;
- План счетов.
Отвечает за формирование, контроль и обновление учетной политики обычно осуществляет главный бухгалтер организации.
План счетов
Это специфический документ, которого нет в учете коммерческих фирм. Этот документ включает 26 разрядов бюджетной классификации, описывающих всю финансовую структуру организации – классификацию источников субсидирования (заемные, доходные, бюджетные средства), доходов и расходов, а также виды деятельности, балансовые/забалансовые счета.
Разные виды бюджетных организаций (бюджетные, автономные, казенные) имеют свои частные планы бюджетного учета, где указываются:
- Нефинансовые активы – нематериальные, производственные и непроизводственные, расходы и амортизация;
- Финансовые активы – деньги, ценные бумаги, доли в других компаниях, вложения, все виды задолженностей;
- Обязательства – долги по налогам, кредитам, зарплатам и соцвыплатам, контрагентским договорам, перечислениям;
- Финансовые результаты – доходные и расходные счета;
- Санкционированные затраты – полученные и потраченные бюджетные средства, лимитные обязательства, планируемые доходы/затраты;
В Плане также указываются забалансовые счета (до 30) – средства, не принадлежащие компании, не находящиеся в оперативном управлении и не подлежащие балансовому учету. Они указываются как поступления и убытия.
Бухгалтерские проводки
Это документы первичной отчетности, которыми фиксируются все операции бюджетной организации. Они разделены на три группы:
- Активные – все финансовые и нефинансовые поступления компании;
- Пассивные – все затраты, расходы, амортизация;
- Смешанные – кредитно-дебиторские операции и учет финрезультатов «актив/пассив».
Бухгалтерские проводки оформляются методом двойной записи (по дебету и кредиту).
Особенности учета и сдачи отчетности
Каждая бюджетная организация обязана:
- Подробно отражать на балансе все доходы и расходы;
- Подавать отчетность за каждый отчетный период (месяц, квартал, год);
- Разделять в отчетности финансовые и нефинансовые, денежные и неденежные (материальные) активы;
- Указывать все формы обязательств в пассивах.
В Федеральное казначейство подаются балансовый отчет (ф. 0502130), баланс организации (ф. 0503730), отчет по хоздеятельности (ф. 0503721), отчет о задолженностях (ф. 0503769).
Как видите, бухгалтерский учет бюджетных организаций специфичен из-за особенностей формы собственности и особенностей хозяйственной деятельности, и, соответственно, достаточно сложен для неподготовленного специалиста. Тем не менее, к бухгалтерии госкомпаний предъявляются очень жесткие требования.
Если в вашей организации возникли проблемы с ведением бюджетного учета, вы можете в любой момент обратиться к квалифицированным специалистам компании ЦБО Бизнес Партнер. Мы оказываем консалтинговую и практическую поддержку некоммерческим компаниям и предприятиям в Москве и предлагаем полный спектр услуг по ведению первичного бухгалтерского учета и сдачи отчетности в Федеральное казначейство.