В туристическом бизнесе работает несколько субъектов хозяйствования (туроператоры, турагентства и турфирмы) с разными полномочиями, функциями и юридической формой организации, поэтому налоговые требования к ним разные, а бухгалтерский учет туроператоров (туручет) существенно отличается от других участников рынка. В чем разница?
Основным товаром, которым торгуют и на котором зарабатывают участники туристического рынка – это туристический пакет (полный комплекс услуг с учетом проезда, проживания, питания и обслуживания клиентов). С турпакетом разные субъекты хозяйствования работают по-разному:
- Туроператоры работают на рынке на основании лицензии, сами разрабатывают и создают турпакеты, готовят их поддержку (визы, билеты на транспорт, гостиничные ваучеры, экскурсионные договора), продают клиентам и зарабатывают на разнице себестоимости и коммерческой стоимости продажи своего «продукта». Они зарабатывают больше других субъектов, но и вынуждены обеспечивать полный цикл бухгалтерского и налогового учета.
- Турагентства не имеют своего товара – они покупают и реализуют турпакеты от туроператоров (без передачи права собственности на товар) и зарабатывают на коммерческой разнице цены их покупки и продажи (комиссии). Фактически они – посредники-комиссионеры между туроператорами и клиентами, работающие по трехсторонним договорах (агентский договор и квитанция об оплате тура) и перечисляющие стоимость тура туроператору.
- Туристические фирмы – гибридная форма хозяйствования, которая может сочетать в себе функционал туроператора и турагентства, то есть, создавать свои турпакеты (полный цикл) или перепродавать сторонние.
Естественно, туристических агентств больше, чем компаний-туроператоров, чаще всего это мелкие фирмы на УСН, а их учет проще: они обязаны фиксировать только данные по купленным и проданным турам, а также доходы и расходы (налогооблагаемый размер комиссии). Проблемы формирования себестоимости и цены «продукта» их не касается.
Туроператор же обязан формировать полный цикл учета на основании формирования себестоимости товара (своих затрат), получения прибыли и исчисления налогов. И такой учет намного более громоздкий, специфичный и сложный, а сама компания обычно работает по ОСНО.
Затраты туроператоров
Компании-туроператоры должны вести бухгалтерский учет на основании Методических рекомендаций (Приказ Госкомитета по физической культуре и спорту №402 (04.12.1998 г.). Согласно этому документу, объектом учета для туроператоров является туристический продукт (турпакет), себестоимость которого должна калькулируется с учетом затрат компании на его формирование, производство, продвижение и продажу.
Затраты на производство
Производственные затраты на формирование туроператором туристического пакета обычно включают затраты на:Приобретение услуг или авторских прав на услуги сторонних производителей:
- Визовую поддержку;
- Туристическое страхование;
- Размещение и проживание туристов в гостиницах;
- Перевозку клиентов;
- Питание;
- Экскурсионное обслуживание;
- Медицинское обслуживание;
- Культурно-развлекательные услуги;
- Сопровождение и переводы.
Работу персонала туроператора и дочерних подразделений (штатных и внештатных):
- Оплату труда работников;
- Социальные (ЕСН, пенсионное и соцстрахование) отчисления;
- Командировочные и транспортные служебные расходы;
- Отдельные виды работ и услуг.
Накладные расходы:
- Оплата труда, виз, паспортов и командировочных для управленческого персонала;
- Подготовку и переподготовку персонала;
- Содержание и ремонт офисных и эксплуатационных помещений;
- Пожарную и сторожевую охрану, связь;
- Арендованное для работы имущество;
- Амортизация;
- Освоение новых «продуктов»;
- Канцелярские расходы;
- Представительские расходы.
Важно! Производственные затраты фиксируются в калькуляцию себестоимости турпакетов только в том случае, если они выкупаются и оплачиваются со счетов туроператора.
Коммерческие расходы
В коммерческие расходы туроператоров обычно относят затраты на:
- Работу пунктов реализации и агентов (затраты на аренду и эксплуатацию помещений, оплату труда персонала, имущество, страховые отчисления и т.д.);
- Оплату труда сотрудников пунктов и комиссионные вознаграждения агентов;
- Рекламное и маркетинговое продвижение продукта.
Важно! Коммерческие расходы принимаются к калькуляции себестоимости турпакетов в том случае, если все операции подтверждены документами первичной отчетности и платежными поручениями или чеками.
Особенности бухгалтерского учета туроператоров
Себестоимость турпакетов калькулируется по позаказному методу, то есть, расчет затрат выводится по каждому отдельному туристическому продукту или группе продуктов, объединенных общими признаками – например, по сезону, направлению, типу перевозок и т.д.
- Затраты на производство учитываются на счете 20 «Основное производство», к которому открываются субсчета по видам деятельности или видам туризма.
- Затраты подразделений турагента учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства».
- Накладные расходы учитываются на счете 26 «Общие расходы» (включаются в себестоимость отдельных турпакетов и списываются на счет 20 или счет 90 «Продажи»).
- Коммерческие расходы (продвижение и продажа турпакетов) учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» и ежемесячно закрываются на счет 90.
- Предоплата и авансовые платежи при оплате отдельных услуг сторонних организаций, используемых при производстве, продаже и реализации турпакетов, учитываются на дебетовом счете 60 «Расчеты с поставщиками».
- Долговременные затраты на отчетный период учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов».
Нереализованные турпакеты, на которые уже произведены расходы, учитываются на дебетовом счете 20 «Основное производство» на конец отчетного периода. Связано это с тем, что момент определения выручки (продажа турпакета) фиксируется по завершении туристической поездки и оказания всего комплекса услуг клиенту по договору.
Важно! Полная сумма затрат на производство туристического пакета может быть прокалькулирована только после выполнения условий договора оказания услуг (возвращения клиента из поездки). До этого момента сумма затрат считается «незавершенным производством» и на конец отчетного периода фиксируется по прямым производственным расходам или по всем статьям калькуляции.
Если туроператор работает как турфирма (продает свои и сторонние турпакеты), то затраты на них должны калькулироваться раздельно! Это связано с тем, что по своим продуктам компания рассматривается как производитель продукта, а по сторонним – как коммерческий посредник.
Особенности налогового учета туроператоров
Большинство туроператоров работают по общей системе налогообложения и самостоятельно устанавливают перечень прямых затрат на производство своего продукта (турпакетов). В частности:- К прямым расходам могут быть отнесены все калькуляционные статьи, отнесенные на счет 20 «Основное производство»;
- К косвенным расходам текущего налогового периода могут быть отнесены коммерческие и накладные расходы;
- Расходы на некоторые производственные услуги, которые приобретаются у сторонних организаций, учитываются с момента подписания туроператором акта приемки-передачи;
- Расходы на командировки могут списывать на дату, когда утверждается авансовый отчет.
- Расходы на предоплату/авансирование по еще не оказанным услугам не могут включаться в расходы текущего периода – они фиксируются по периоду выполнения договора.
Некоторые виды косвенных расходов (на представительские нужды, на рекламу и т.п.) могут быть лимитированы, то есть, не могут превышать определенных размеров. А расходы, которые перечислены в статье 270 НК РФ налоговому учету не подлежат вообще.
Важно! Расходы туроператоров, применяющих метод начислений в налоговом учете, списываются в соответствии с требованиями ст. 272 НК РФ (по дате составления отчетных документов), а при использовании кассового метода признания доходов/расходов, списание следует производить в соответствии с требованиями ст. 273 НК РФ (по дате фактической оплаты).
Налоговый учет туроператоров на УСН
Если туроператор рассчитывает налоговую базу по схеме «доходы минус расходы», то в бухгалтерских документах ему также, как и при ОСНО, необходимо указывать расходы на формирование турпакета. Но калькуляция себестоимости турпродукта и списание расходов производится не в момент завершения тура клиентом, а в момент перечисления средств за турпутевку.
- В расходы учитываются только те затраты, которые указаны в 1.346.16 НК РФ;
- Расходы на проживание, питание, проезд и проживание клиентов учитываются в основные материальные расходы (5.346.16 НК РФ);
- Расходы на услуги сторонних организаций относят к производственным материальным услугам (письмо Минфина РФ №03-03-02-05/1).
Важно понимать, что бухгалтерский учет деятельности компаний-туроператоров, создающих и реализующих собственный продукт (турпакеты) – сложен и требует определенных знаний, опыта и специальной подготовки. Чтобы исключить проблемы с организацией и текущим бухгалтерским и налоговым учетом, избежать вопросов от контролирующих органов и претензий клиентов, мы рекомендуем вам обращаться за помощью к компании ЦБО «Бизнес Партнер» в Москве.
Наши финансовые специалисты помогут вам выбрать оптимальную систему налогообложения для работы, восстановят и наладят текущий учет доходов и расходов в соответствии с действующим законодательством, помогут корректно выполнить калькуляцию себестоимости турпакетов с точным расчетом расходов и доходов.
Смотрите также: