Определение и задачи
Управленческий учет (УУ) – это интегрированная система бизнес-менеджмента, которая должна обеспечить получение, обобщение и анализ коммерческой информации для формирования полноценной и адекватной картины хозяйственной деятельности компании, оценки достигнутых результатов, перспективного планирования и последующего принятия эффективных управленческих (оперативных и стратегических) решений.
Главная задача управленческого учета – полный контроль деятельности, устранение ошибок и недочетов в работе, прогнозирование и грамотное управление, обеспечение дальнейшего успешного развития бизнеса. Кроме того, УУ позволяет получить ответы на ряд важных конкретных вопросов:
- где прибыль и как ее увеличить?
- что важно для увеличения эффективности бизнеса?
- как улучшить работу с партнерами и клиентами?
- есть ли необходимость в расширении или открытии нового направления?
- где взять средства и нужны ли новые финансовые вливания или кредиты?
- как погасить обязательства и не увеличить долговую зависимость?
Без УУ и опоры на адекватные данные, любая компания начинает ошибаться в планировании, теряет контроль над структурой прибылей и затрат, испытывает регулярные кассовые разрывы и принимает симптоматичные решения. Как результат - бизнес быстро становится проблемным и банкротится.
Объекты и виды управленческого учета
Управленческий учет не имеет жестких и законодательно регламентированных правил и требований, каждая компания сама выстраивает эту аналитическую систему, с учетом специфики своей деятельности, потребностей, планов и объектов прибыли.
Объекты, приносящие прибыль и требующие затрат в компании – один из основных параметров УУ, требующих детального учета, анализа, планирования и контроля. Обычно речь идет о:
- текущих доходах и расходах;
- имущество организации (деньги, запасы, недвижимость и т.д.);
- обязательства перед ФНС, партнерами по бизнесу, сотрудниками;
- источники финансирования (активы, кредитные займы, прибыль);
- финансовые результаты (прибыли и убытки);
- центры финансовой ответственности (подразделения, принимающие решения).
Для каждого вида бизнеса эта обобщенная структура может быть индивидуальной. Компания сама определяет для себя важные и понятные объекты управленческого учета, а также определяет виды УУ, которые планирует внедрить в работу:
- производственный – себестоимость продукции и затраты на ее выпуск или складской учет;
- бюджетный – центры и подразделения финансовой ответственности, планирование и бюджеты затрат;
- маржинальный – точка безубыточности, точки роста, перспективы развития, требуемые кредитные вливания, обслуживание обязательств;
- стратегический – долгосрочное (5-10 лет) планирование управления ресурсами и движением финансов;
- бюджетный – затраты и прибыли, мотивация и повышение производительности персонала, способы улучшения управляемости компанией.
Важно! Перечисленные виды управленческого учета отчасти условны и ничем не регламентированы. Каждый бизнес выбирает систему УУ в зависимости от своей специфики, решаемых задач, правил, показателей и масштаба деятельности.
Управленческий и бухгалтерский учет
Очень часто руководство коммерческих компаний ошибочно принимает УУ за одну из структурных частей бухгалтерского учета. На самом деле, БУ – четкая и регламентированная законодательством система отчетности деятельности бизнеса в денежном выражении. Она необходима для предоставления данных по деятельности компании государственным надзорным органам, имеет четкие сроки составления отчетов и работает с сухими фактами (сделки с документальным подтверждением).
Управленческий учет – система статистики и аналитики для оценки эффективности бизнеса руководством компании («для внутреннего пользования»), не регламентируется никакими законодательными требованиями, не имеет сроков завершения и обязательных документов, и вообще не является обязательной. Компании заводят УУ по своей инициативе, в собственных интересах и по своим правилам, используя фактические данные для оптимизации и планирования.
В крупных корпорациях обычно ведется и БУ, и УУ, а для предприятий малого и среднего бизнеса оптимальным будет гибридный вариант учета, где бухгалтерская информация оптимизирована для решения задач управленческого учета.
Структура управленческого учета
Итак, каждый бизнес сам для себя решает, каким должен быть его управленческий учет, и на свое усмотрение утверждает учетную политику – то есть, структуру, правила и регламенты УУ. Главное – единый подход, понятный всем, кто в компании имеет к нему отношение.
Типовой УУ обычно включает:
- Формы и единый формат отчетов;
- Регламенты – подробные инструкции к данным и оформлению документов;
- Первичная документация, фиксирующие факты хозяйственной деятельности.
Отчеты, сформированные на основе первичной документации, строятся по четкой иерархической важности (от главных к второстепенным):
- Балансовые – активы и пассивы;
- Balance sheet – структура компании, источники финансирования, эффективность управления капиталом;
- Финансовые (отчеты о прибылях и убытках ОПиУ, P&L) – эффективность хозяйственной деятельности, валовая выручка, расходы, маржинальная и чистая прибыль в динамике;
- Движение денежных средств (ДДС, Cash flow) – эффективность управления деньгами, поступления по направлениям и статьям, статьи и суммы расходов, превышение плановых показателей.
Кроме того, в структуре УУ предполагаются локальные отчеты по центрам финансовой ответственности: о сделках, клиентах, запасах, основных средствах, налогах, займах и кредитах, прибыльности сотрудников и продавцов, бюджетных планах (платежные календари доходов/расходов0в), продажах, выплате зарплаты, логистике.
Полный спектр статистический и аналитических отчетов позволяет понять динамику и эффективность работы бизнеса, увидеть ошибки и слабые места, оценить безопасность финансового состояния компании и планировать дальнейшие тактические и стратегические шаги.
Инструменты УУ
Значение также имеют инструменты и методики управленческого учета, способы и принципы получения и обработки данных, которыми пользуется бизнес. К наиболее популярным инструментам принято относить:
- Финансовая модель – используется в структуре прогнозирования управленческих решений для коррекции стратегического курса компании и поиска факторов повышения прибыльности;
- Точка безубыточности – минимальный уровень валовой выручки для работы «в ноль», учет постоянных и переменных расходов, их отношение к рентабельности по марже.
- Бюджетирование (движение денежных средств, платежный календарь, допустимые доходы/расходы) – планирование и контроль доходов/расходов для исключения кассовых разрывов.
- расчет процессных расходов – затраты по соотношению объемов выпуска продукции к отчетному периоду при типовом производстве;
- расчет проектных расходов – затраты по соотношению фактически планируемых расходов к времени работы при разноплановых сделках;
- расчет предельных расходов – затраты на себестоимость производства при многоуровневом производстве с промежуточными продуктами;
- расчет нормативных расходов – затраты на производство продукции при стабильной плановой ее себестоимости;
- директ-костинг – контроль постоянных и переменных затрат для определения точки безубыточности.
Важно! Результаты управленческого учета могут быть полезны только в том случае, если получаемая для отчетов исходная информация будет максимально полной, точной, адекватной, системной (единый принцип оформления данных), своевременной и периодичной.
Работать с данными УУ должны руководители компаний, финансовые директора с аналитическими отделами, а в небольших предприятиях бухгалтеры.
Постановка управленческого учета для бизнеса
Имейте в виду, что для постановки управленческого учета в коммерческой компании необходим целый комплекс важных мероприятий:
- формирование финансовой модели;
- создание полного перечня информативной отчетности (баланс, прибыль и убытки, движение денежных средств);
- подготовка методологии (утверждение единых правил работы с данными и оформления отчетности);
- внедрение методик и инструментов управленческого учета;
- автоматизация формирования отчетности.
Очень часто такая задача является слишком сложной для компаний, которые стремительно развиваются, либо не имеют знаний и опыта работы с УУ. В такой ситуации вам нужны специалисты-аутсорсеры из компании ЦБО Бизнес Партнер в Москве. Наши финансовые аналитики помогут выбрать финансовую модель и инструменты управленческого анализа, помогут интегрировать электронные аналитические сервисы в структуру получения коммерческой информации, сформировать первичную документацию и систему отчетов для качественного анализа и принятия правильных управленческих решений.