Бухгалтерский учет при работе с маркетплейсами.
В настоящее время все большую популярность у населения завоевывают покупки на больших площадках электронной торговли, так как это довольно удобно, здесь представлен достаточно обширный ассортимент товаров различных ценовых категорий. Так же в условиях пандемии, когда большинство магазинов было закрыто на локдаун, спрос на услуги маркетплейсов резко возрос. По этим причинам многие предприниматели, занятые в сфере торговли стали переориентировать свой бизнес и реализовывать товар через крупные интернет площадки.
Маркетплейс представляет собой интернет магазин электронной торговли, где представлено большое количество продавцов и покупателей, которые взаимодействуют между собой по средствам единого интернет ресурса. Основными представителями таких торговых площадок являются всем известные Wildberries (Вайлдберриз), Ozon (Озон), Яндекс Маркет и другие.
Бухгалтерский и налоговый учет при такой схеме работы имеет свою специфику, которую мы рассмотрим дальше в нашей статье.
Основные формы взаимодействия
Существует несколько основных форм сотрудничества поставщиков с такими платформами:- Оплата вознаграждения. Один из самых распространенных способов работы. Поставщик товара оплачивает процент за каждую проданную единицу товара, в размере, установленном в договоре, а также дополнительные сопутствующие расходы (при необходимости);
- Плата за подписку. В данном случае оплачиваются поступающие предложения, а также дополнительные ресурсы площадки, при их использовании, например, удобный поиск.
- Оплата за размещение. Размер выплат будет зависеть от количества представленной номенклатуры товара на сайте магазина. Как правило, чем больше товарных карточек размещается, тем выгоднее сотрудничество.
- Оплата объявлений. Здесь поставщики могут оплачивать более выгодные позиции своего товара на сайте по сравнению с конкурентами, т.е. первые строчки или первые страницы и т.д.
Документооборот
Самые крупные торговые площадки в России работают с поставщиками по ЭДО. С его помощью предприниматели размещают информацию о своем товаре и в обмениваются необходимыми документами. На специальном портале поставщиков, который есть укаждого маркеплейса, нужно создать личный кабинет, после чего можно начинать торговать. При отправке товара на их склад необходимо сформировать накладную, взамен получить акт о приемке товара, а также еженедельно получать подробный отчет о продажах и сумме вознаграждения, которое нужно оплатить.
Также необходимо не забыть заключить с торговой площадкой агентский договор, в котором будут прописаны все необходимые условия сотрудничества. В зависимости от условий агент (маркетплейс) может торговать от своего имени или от имени продавца, т.е. вашего. Немало важный момент здесь, что чеки конечным покупателям должен выдавать агент. Работать по такой схеме могут ИП и организации на основной и упрощенной системе налогообложения, а также самозанятые, но только при продаже продукции собственного производства.
Бухучет при работе с маркетплейсами
При использовании агентской схемы реализации товаров и услуг отличительной особенностью будет являться то, что себестоимость переданного товара посреднику до момента его продажи будет учитываться на специальном счете 45 «Товары отгруженные».Бухгалтерские проводки в данном случае будут следующими:
На основании накладной или акта на передачу:
- Дт 45 Кт 41 (43) – отражена себестоимость переданного товара агенту;
- Дт 62 Кт 90.1 – отражена выручка от продажи товара;
- Дт 90.2 Кт 45 – списана себестоимость реализованного товара;
- Дт 90.3 Кт 68ндс – начислен НДС с реализации;
- Дт. 76.1 Кт 62 - начислена задолженность агента по перечислению выручки;
- Дт 44 Кт 76.2 – отражена сумма вознаграждения агенту за проданный товар;
- Дт 19 Кт 76.2 – отражен НДС с суммы вознаграждения агенту;
На основании банковской выписки:
- Дт 51 Кт 76.1 – получены средства от агента за проданный товар, как правило за вычетом суммы вознаграждения.
Для компаний, работающих на УСНО, все те же проводки, только НДС не учитываем, т.к. не являемся его плательщиками.
Бухгалтерский учет у покупателя не будет отличаться от покупки товаров у его обычных поставщиков.
Вопрос: Как бухгалтеру оформлять покупки с Вайлдберриз?
Ответ: Как покупку товара или материалов.
По проводкам
- Дт 41/10 Кт 60/76
- Дт 19 Кт 60/76 входящий ндс
- Дт 60,76 Кт 50/51 оплачено наличными или со счета
- Дт 68 кт 19 ндс к вычету если есть сч/фактура
Специфика налогового учета
При применении основной системы налогообложения необходимо правильно сформировать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и НДС. Для этого важно вовремя получать отчеты агента о продажах (желательно 1 раз в месяц, можно чаще), чтобы своевременно отразить выручку и начислить НДС. Здесь, для целей налогообложения, датой получения дохода будет считаться дата продажи товара покупателю по отчету агента. В случае, если покупатель заплатил аванс, с него нужно начислить НДС на эту дату. К вычету можно принять входящий НДС от поставщиков и НДС с агентского вознаграждения.При применении упрощенной системы налогообложения датой получения дохода будет считаться дата получения денежных средств на расчетный счет (кассовый метод). Но нужно помнить о том, что в доход берется вся сумма, уплаченная покупателем за товар, включая комиссию посредника.
Обмен данными по товарным остаткам
Учет товара, реализуемого с помощью маркетплейса удобно вести в личном кабинете этой площадки, а при большом объеме продаж желательно совместить личный кабинет и учетную программу, чтобы перегружать данные для достоверности учета и оптимизациибухгалтерского процесса. 1С Предприятие 8-ка имеет весь необходимый функционал для учета работы с маркетплейсами.
Смотрите также: