Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) в 2024 году несколько обновились, и к пяти уже действующим стандартам добавились два новых, о которых должен знать каждый бухгалтер коммерческой организации. Какие же изменения ожидаются?
Действующие в 2024 ФСБУ
Федеральный стандарт бухгалтерского учета – это комплексный документ, устанавливающий минимальные обязательные требования к организации и ведению бухгалтерского учета для субъектов хозяйствования (коммерческих компаний). ФСБУ в рамках реформы начали вводиться в действие в 2022 году, постепенно заменяя устаревшие ПБУ (Положения по бухучету), которые ранее регламентировали работу бухгалтеров.
На сегодняшний день в РФ действует пять актуальных ФСБУ, которых необходимо придерживаться юридическим лицам:
- 6/2020 «Основные средства»;
- 26/2020 «Капитальные вложения»;
- 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете».
- 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды и лизинга».
- 5/2019 «Запасы».
Кроме того, в 2024 году начинают действовать два новых стандарта: ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», обязательный для всех, и ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация», который не распространяется на бюджетные организации и торговлю драгоценными металлами и камнями.
Важно! Вступившие в силу и новые ФСБУ разработаны с учетом требований МСФО (международных стандартов финансовой отчетности) и действуют параллельно ПБУ (около 20 положений), которые будут постепенно выводиться из практики и заменяться.
Особенности Федеральных стандартов бухучета
Каждый ФСБУ имеет ряд уникальных требований по оформлению бухгалтерской отчетности и применению для различных субъектов хозяйствования.
«Основные средства» и «Капитальные вложения»
Стандарты ФСБУ 6/2020 и 26/2020 заменили собой ПБУ 6/01 в 2022 году, являются взаимосвязанными и обязательны для использования всеми коммерческими организациями (в том числе – представителями МСБ и ИП).
-
Основные средства. Имущество, которое выражается в материально-вещественной форме, может принадлежать коммерческим и некоммерческим организациям, может приносить доход или использоваться для реализации целей субъекта хозяйствования. Капитальные вложения и долгосрочные активы для продажи к ОС не относятся!
-
Справедливая стоимость. Стоимость безвозмездно полученных основных средств, которая заменяет и ориентируется по текущей рыночной стоимости, либо оценивается индивидуально и оформляется в первичном документообороте.
-
Лимит стоимости ОС. Устанавливается организацией на каждый объект самостоятельно (равны 100 тысячам, меньше или больше, либо в процентах) и закрепляется в учетной политике. Средства дешевле 100 тысяч рублей или менее определенного процента от стоимости ОС относят на расходы отчетного периода и отражают, например, на забалансовых счетах.
-
Дисконтирование обязательств. Включаются в первоначальную стоимость ОС и стоимость капитальных вложений (будущие расходы на демонтаж, утилизацию, регистрацию, экологические мероприятия и т.п.), либо в стоимость ОС дисконтированной суммой (когда срок обязательств – больше 1 года).
-
Инвестиционная недвижимость. Бывшие «доходные вложения в материальные ценности» (недвижимость, транспорт, оборудование), которые приносят прибыль за счет сдачи в аренду или прироста стоимости в перспективе, учитываются по начальной либо справедливой оценочной стоимости.
-
Переоценка. Стоимость ОС регулярно и периодически проходит независимую переоценку по справедливой стоимости, если она отличается от текущей рыночной. Периодичность переоценки определяет владелец.
-
Амортизация. Изменены перечень ОС, которым не нужна амортизация (не меняют свои свойства со временем), а также методы расчета амортизации и базы. Начисление амортизации производится и на используемые, и на простаивающие ОС. Владелец сам определяет ликвидную стоимость, время полезного использования ОС, периодичность (пересматривается ежегодно) и способы начисления амортизации (в зависимости от выгоды имущества для владельца).
-
Списание. Имущество списывается (относится на уменьшение первоначальной стоимости), если передается другому лицу, продается, разрушается, морально устаревает, изнашивается, больше не приносит прибыль, превышает срок полезного использования. Оставшаяся балансовая стоимость списанного имущества относится на расходы отчетного периода и списывается в текущие затраты на выбытие.
-
Проверка на обесценивание. Основные средства необходимо проверять на обесценивание (кроме инвестиционной недвижимости).
Важно! Для организаций малого бизнеса и ИП, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет, некоторые положения ФСБУ 6/2020 и 26/2020 не обязательны к исполнению.
От нас: удаленная бухгалтерия
Документы и документооборот в бухучете
ФСБУ 27/2021 определяет правила и порядок оформления, исправления, хранения и ведения бухгалтерских документов. Согласно этому стандарту вводятся некоторые новые определения:
-
Документы бухгалтерского учета - это первичные учетные документы и регистры учета (ведутся в рублях или рублевом эквиваленте на день принятия на учет по ЦБ РФ).
-
Бухгалтерский документооборот – это движение всех учетных документов с момента оформления и до сдачи в архив, за своевременное отражение в учете, хранение и доступность которых отвечает руководитель организации.
-
Оправдательные документы – это вид первичных отчетных документов, отражающих факты хозяйственной деятельности организации (кассовые чеки, квитанции, договоры, судебные постановления). Должны содержать обязательные и дополнительные реквизиты по решению руководства.
-
Количество сделок в одном документе. В одном документе теперь могут быть отражены два факта хозяйственной деятельности, которые повторяются, длятся или связаны (отгрузка, амортизация, командировочные расходы и т.п.). Периодичность оформления таких документов – приоритет руководства организации, но не реже одного раза за отчетный период.
-
Количество дат в одном документе. Отражается дата оформления первичного документа: если оформлен в день операции – одна дата, если после операции – две даты (день сделки и день оформления).
-
Исправления. В бумажных отчетных документах указывается ошибочный и исправленный вариант с пометкой «Исправлено», датой и реквизитами ответственных лиц, а в электронной версии – оформляется новый документ с пометкой «создан вместо неверного» и используется вместе с неверным.
Язык документов бухгалтерской отчетности – русский, иностранные документы сопровождаются построчным переводом на русский язык. В документах, которые написаны на языке страны, в которой организация ведет бизнес, перевод не требуется. Хранить отчетные документы необходимо в том виде, в котором они оформлялись (бумажный или электронный), оцифровка или распечатка не считается оригиналом.
Смотрите также: бухгалтерские проводки
Требования к учету запасов
ФСБУ 5/2019 формулирует понятие и критерии признания запасов в бухгалтерском учете, порядок их оценки и учета. Стандарт определяет:
-
Запасы – это сырье, материалы, комплектующие, топливо для производства продукции, инструмент, инвентарь, тара, используемые в производстве продукции, сама готовая продукция, объекты незавершенного производства, недвижимость, объекты интеллектуальной собственности для продажи и перепродажи.
-
Единица учета запасов – номенклатурный или инвентарный номер, партия, группа, объект, которые устанавливаются организацией по каждому виду товаров и могут быть изменены по классификации без изменения требований Стандарта.
-
Признание запасов - требует наличия и документирования затрат на приобретение или создание запасов и определения суммы этих затрат.
-
Определение фактической себестоимости готовых и незавершенных запасов – прямые, плановые (нормативные) затраты по фактической или справедливой себестоимости, без учета косвенных и сверхнормативных затрат. Единичные объекты незавершенного производства отражаются в затратах.
-
Оценка запасов – по фактической себестоимости, либо по чистой стоимости продажи, а для НКО – учет только тех запасов, которые используются в приносящей доход деятельности.
-
Списание запасов - требует наличия и признания выручки от продажи запасов, либо обстоятельств, по которым невозможны получение экономических выгод от потребления запасов (потеряли стоимость и перестали быть активом).
Важно! К запасам не могут быть отнесены финансовые активы, материальные ценности других лиц, активы для управленческих нужд организации (затраты), а также ценности, которые переданы НКО для безвозмездной передачи физическим или юридическим лицам.
Требования к бухучету аренды и лизинга
ФСБУ 25/2018 определяет требования к оформлению и учету арендных сделок:
-
Для арендодателя – разделять финансовую и операционную аренду, которые проводятся по разным документам:
-
финансовая – как проценты по инвестициям в аренду;
-
операционная – как доходы от периодических поступлений.
-
Для арендатора – учитывать право пользования имуществом в дебете с начислением амортизации, а по кредиту – обязательство по аренде и выплатам. Будущие обязательства фиксируются как дисконтируемые платежи.
Требования к учету нематериальных активов
Это новый ФСБУ 14/2022, который становится обязательным при оформлении отчетности за 2024 год, если организация еще не начала применять его ранее в добровольном порядке. Новый стандарт определяет:
-
стоимостный лимит для НМА (нематериальных активов) – в размере более 100 тысяч рублей с отражением в учетной политике;
-
малоценные НМА – активы, стоимость которых ниже лимита, самостоятельно установленного организацией (обычно – ниже 100 тысяч рублей), учитываются в составе объекта НМА/отдельно от него и признаются расходами за период осуществления;
-
материальные носители – объекты и средства индивидуализации, в которых выражаются результаты интеллектуальной деятельности.
Важно! Стандарт вводит обязательную амортизацию НМА для некоммерческих организаций (НКО).
А тут
Требования к учету инвентаризации
Еще один новый ФСБУ 28/2023 применяется для активов, подлежащих инвентаризации, и обязателен к применению с 1 апреля 2025 года. Если организация не начала применять его ранее в добровольном порядке, то проведение инвентаризации перед подачей годовой бухгалтерской отчетности за 2024 год разрешается по старым правилам. Новый стандарт вводит:
-
общие требования к инвентаризации (способы, полнота, документирование, сроки, обоснованность и т.д.);
-
понятия объектов инвентаризации, фактического наличия объектов инвентаризации (фото- или видеофиксация), сроков инвентаризации и т.д.;
-
право организации устанавливать состав инвентаризационной документации;
-
требования к оценке результатов инвентаризации на дату проведения, оценка недостач по балансовой стоимости;
-
право не создавать инвентаризационную комиссию в определенных ситуациях (если персонал организации – только директор и бухгалтер, если инвентаризацию проводит аудитор/ревизионная комиссия).
Важно! Этот стандарт не обязателен к применению бюджетными организациями и компаниями, занимающимися драгоценными металлами и камнями (инвентаризируются по правилам, утвержденным ПМ РФ №231).
Организация бухгалтерского учета в соответствии с действующими и новыми ФСБУ – сложный и многоуровневый комплекс мероприятий, требующий знаний, опыта, владения передовыми технологиями ведения первичной, отчетной и налоговой отчетности, использования средств автоматизации.
Если ваша организация не располагает специалистами высокого уровня, обратитесь к профессионалам ЦБО «Бизнес Партнер» ( бухгалтерская компания в Москве ), которые помогут вам наладить квалифицированный бухучет в Москве, соответствующий требованиям действующих ФСБУ.
Смотрите также:
- наши цены на бухгалтерские услуги
- МРОТ в Москве в 2024 году
- Астраханская область районный коэффициент