Как вести бухгалтерию ООО на УСН доходы самостоятельно, ОСНО правильно в 2024 году - пошаговая инструкция.
Согласно №402-ФЗ каждая организация сразу после её формирования и регистрирования в ЕГРЮЛ должна вести бухгалтерский учет, налоговый учет, а также производить хранение документации. Ответственность за это возлагается на руководителя или на группу учредителей компании. В настоящее время многие операции, вычисления, а также оформление бумаг осуществляются при помощи специализированного софта, который помогает ускорить и упростить работу бухгалтера. Без специализированного программного обеспечения сложно представить работу какой-либо современной фирмы. Несмотря на компьютеризацию, человеческий фактор продолжает иметь решающее значение, потому что есть множество нюансов, из-за которых нередко случаются ошибки в отчетах, и документация может быть возвращена на предприятие для корректировки и доработки.
Каждый руководить решает сам – вести бухучет своими силами, передать полномочия директору, назначить бухгалтера или привлечь стороннюю организацию, которая будет работать с бухгалтерией фирмы удаленно. Такая услуга называется «аутсорсинг». Ответственный за ведение бухгалтерского учета назначается приказом руководителя в установленной форме. В данной статье разберем, как вести бухгалтерию ООО и обратим внимание на самые важные аспекты.
- мы уже писали: ведение бухгалтерского учета организации
Учетная политика ООО
Под учетной политикой ООО (УП) понимают совокупность способов ведения бухучета: сбор, обработку и корректировку данных, возникших в результате хозяйственной деятельности организации. На разработку и утверждение документа законом выделяется 90 дней с момента создания фирмы. Исполнять политику нужно в течение года, но существует процедура смены (при изменении условий хозяйствования). Новый документ вступает в силу с 1 января следующего года, то есть подготовить его лучше заранее. Следующие положения должны быть закреплены в УП в обязательном порядке:
-
формы первичных документов по ст. 9 закона №402 ФЗ;
-
регистры бухгалтерского учета;
-
рабочий план счетов по приказу Минфина №94н.
Чаще всего поступают следующим образом: скачивают в интернете готовый образец учетной политики и при необходимости дополняют. Можно убедиться в том, что прописаны не все правила учета, а лишь те, где по закону возможен выбор. Подобные решения следует принимать ответственно. Из-за того, что УП нельзя изменить мгновенно (только на следующий год), придется использовать выбранный метод даже в том случае, если он окажется неудобен.
Выбор системы налогообложения
После регистрации ООО, организация становится налогоплательщиком и по умолчанию получает ОСНО. Основная система налогового обложения подходит для крупного бизнеса, но редко применяется в мелком и среднем. После регистрации по закону дается 30 дней для перехода на специальные режимы – УСН, ПСН. Рассмотрим подробнее упомянутые системы и укажем сроки подачи деклараций.
ОСНО – отличается самым сложным, но полным учетом. Тут выставляются счета-фактуры, считается входящий/исходящий НДС, ведется учет доходов и расходов, чтобы рассчитать налог на прибыль. Отчетность сдается по налогу на имущество до 1 февраля; по НДС до 25 января, апреля, июля и октября; по прибыли – до 28 числа следующего месяца или квартала.
УСН имеет внутреннее разделение: можно выбрать «Доходы» (считается самым простым режимом) или «Доходы минус расходы» (более сложный учет). Основным налоговым регистром на упрощенной системе налогообложения является Книга учета доходов и расходов. Декларация по налогу сдается до 31 марта текущего года за прошлый год.
Оформление первичных документов
Первичные документы нередко называют основой бухучета на любой предприятии, так как информация, содержащаяся в этих документах, является образующей для подсчета налогов и составления регистров.
Самыми распространенными ПД являются: акт, накладная, ордер, платежное поручение, авансовый отчет и так далее. То есть, при получении товара или услуги, при продаже, при выдаче заработной платы работнику, при списании материалов и при других операциях создается документ, который оформляется в момент проведения или после завершения. Если пренебречь оформлением или будут допущены ошибки, могут возникнуть споры с контрагентами или с ФНС. Реальность сделки может быть оспорена, а налоги могут быть пересмотрены и доначислены. В интересах руководителя следить за тем, чтобы ПД всегда находилась в должном виде. Каждая операция фиксируется и отражается в бухгалтерских проводках и в налоговых регистрах. При этом для ПД используются унифицированные или подготовленные формы.
Далее будут приведены обязательные реквизиты при заполнении:
- наименование документа (например: ведомость, акт);
- дата (важнейшая характеристика документа);
- наименование субъекта (организация, предприниматель и др.);
- содержание операции (лаконичное и точное);
- измерение операции (с указанием единиц измерения);
- личные данные и подписи лиц, совершивших сделку.
При подписании ПД может применяться электронная подпись (ЭП), что подтверждается ст. 9 закона № 402-ФЗ. Дублирование документа в бумажном виде не является обязательным, но может быть осуществлено, если это прописано в договоре. Нужно использовать квалифицированную ЭП, чтобы электронный документ был равен бумажному по юридической силе. У компаний-партнеров может иметься взаимная договоренность о документообороте в электронном виде. Причем компании могут признавать даже неквалифицированные подписи друг друга по соглашению. Рекомендуется прописать отношение компании к документации в цифровом виде в учетной политике. Документы, подписанные факсимиле, не признаются Минфином и не считаются действительными. Даже если на предприятии используются только бумажные документы, рекомендуется отсканировать их и создать архив на компьютерном носителе. Это ускорит поиск бумаг и облегчит работу бухгалтеру.
Основные документы для бухучета
Бухгалтерские реестры – это журналы счетов, книги, карточки расчетов, ведомости, аналитические таблицы и так далее. Отчетными формами называют балансы с приложениями. Итак, можно выделить основные документы, применяющиеся для учета в ООО:
- первичная документация;
- бухгалтерские реестры;
- отчетные формы.
Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (ОФР)
Форма бухгалтерского баланса утверждена приказом Минфина №66н, а отчет о финансовых результатах №57н, ранее был актуален другой вариант названия: «Отчет о прибылях и убытках предприятия». Срез финансового состояния ООО делается по итогам года, реже – квартала (по запросу). Дело в том, что ОФР могут запросить инвесторы, контрагенты, банки (чтобы принять решение о выдаче кредита), и в интересах руководства фирмы, чтобы актуальную информацию о деятельности компании можно было предоставить в кратчайшие сроки. Форма бухгалтерского баланса для ООО находится в приложении №1 упомянутого приказа Минфина, её часто называют «Полный баланс на двух страницах».
Хранение документации
В приказе Минкультуры России от № 558 содержится полный перечень типовых архивных документов, образующихся в результате деятельности организаций. Ориентироваться нужно в первую очередь на этот приказ. Документы для расчета налога хранятся 4 года по ст. 23 НК РФ (налоговый кодекс). Первичные документы бухучета – 5 лет в соответствии ст. 29 закона №402 ФЗ. Документы для расчета страховых взносов – 6 лет по ст. 23 НК. Договоры по залогу имущества, отчеты по валютным операциям за границей, документы о продаже движимого имущества – 10 лет. Документы по личному составу и о выплаченных доходах хранятся 50 лет, но если они были оформлены до 2003 года, то этот срок увеличивается до 75 лет. Сюда можно отнести трудовые договоры, карточки работников, их лицевые счета, реестры сведений о доходах, ведомости на выдачу дивидендов. Рекомендуется бессрочно сохранять свидетельства о постановке на учет в налоговые органы, годовые бух. отчеты с приложениями, ликвидационные и разделительные балансы, передаточные акты.
Для правильного ведения бухгалтерии ООО нужно обладать профессиональными навыками, чтобы не сделать ошибки и не получить штрафы... поэтому сразу обращайтесь к профессионалам, например, к нам - мы работаем уже более 10 лет, поэтому сможем Вам помочь делать все правильно с самого начала.
Смотрите также:
- нулевая отчетность ООО
- бухгалтерское обслуживание фирм
- бухгалтерское сопровождение ИП в Москве
- консультации по вопросам бухгалтерского учета
- бухгалтерский учет ООО