Центр бухгалтерского обслуживания Бизнес Партнер в Москве
Бухгалтерские услуги
Бухучет
Юридические услуги
Налоговые услуги
Акции
О компании
Контакты
Ещё
    Задать вопрос
    Москва
    Москва
    Санкт-Петербург
    Нижний Новгород
    Новосибирск
    Екатеринбург
    Казань
    Челябинск
    Уфа
    Самара
    Краснодар
    Красноярск
    Пермь
    Тюмень
    Ростов-на-Дону
    Томск
    Саратов
    Волгоград
    Вологда
    Якутск
    Владивосток
    Мурманск
    Омск
    Барнаул
    Ижевск
    Калининград
    Балашиха
    Химки
    8 (495) 782-29-89
    Заказать звонок
    info@prof-nalog.ru
    Москва, 4-й Ростовский переулок, д. 2, стр. 1
    • Вконтакте
    • Facebook
    • Telegram
    • Whats App
    Центр бухгалтерского обслуживания Бизнес Партнер в Москве
    Получить бесплатную консультацию
       
    Москва
    Москва
    Санкт-Петербург
    Нижний Новгород
    Новосибирск
    Екатеринбург
    Казань
    Челябинск
    Уфа
    Самара
    Краснодар
    Красноярск
    Пермь
    Тюмень
    Ростов-на-Дону
    Томск
    Саратов
    Волгоград
    Вологда
    Якутск
    Владивосток
    Мурманск
    Омск
    Барнаул
    Ижевск
    Калининград
    Балашиха
    Химки
    8 (495) 782-29-89
    8 (939) 900-61-97
    Заказать звонок
    Бухгалтерские услуги
    Бухучет
    Юридические услуги
    Налоговые услуги
    Акции
    О компании
    Контакты
      Центр бухгалтерского обслуживания Бизнес Партнер в Москве
      Бухгалтерские услуги
      Бухучет
      Юридические услуги
      Налоговые услуги
      Акции
      О компании
      Контакты
        Получить бесплатную консультацию    
        Центр бухгалтерского обслуживания Бизнес Партнер в Москве
        Центр бухгалтерского обслуживания Бизнес Партнер в Москве
        • Москва
          • Города
          • Москва
          • Санкт-Петербург
          • Нижний Новгород
          • Новосибирск
          • Екатеринбург
          • Казань
          • Челябинск
          • Уфа
          • Самара
          • Краснодар
          • Красноярск
          • Пермь
          • Тюмень
          • Ростов-на-Дону
          • Томск
          • Саратов
          • Волгоград
          • Вологда
          • Якутск
          • Владивосток
          • Мурманск
          • Омск
          • Барнаул
          • Ижевск
          • Калининград
          • Балашиха
          • Химки
        • Бухгалтерские услуги
        • Бухучет
        • Юридические услуги
        • Налоговые услуги
        • Акции
        • О компании
        • Контакты
        • 8 (495) 782-29-89
        info@prof-nalog.ru
        Москва, 4-й Ростовский переулок, д. 2, стр. 1
        • Вконтакте
        • Facebook
        • Telegram
        • Whats App
        • Главная
        • Статьи
        • Нюансы работы с самозанятыми

        Нюансы работы с самозанятыми

        Нюансы работы с самозанятыми
        7 сентября 2022
        Нюансы работы с самозанятыми.

        Самозанятые граждане – это «экспериментальная» категория налогоплательщиков, которая появилась в России в 2018 году, после вступления в силу ФЗ №422. Речь идет о людях, которые работают на себя без образования юридического лица и вместо НДФЛ и налога на прибыль платят специальный НПД – налог на профессиональный доход.

        В деятельности и учете самозанятых, а также в налоговом учете сотрудничества с ними есть множество нюансов, о которых следует знать, чтобы избежать неприятностей с налоговым законодательством РФ.

        Кто такие самозанятые

        Конкретного списка профессий, которые подходят под определение самозанятости нет. Но, согласно ФЗ №422, самозанятые – это совершеннолетние граждане РФ и ЕАЭС, которые ведут профессиональную деятельность самостоятельно (без найма штатных
        сотрудников), зарабатывают до 2.400.000 рублей/год и платят НПД. Речь идет о физлицах и ИП, которые имеют собственный мелкий бизнес (офлайн или онлайновый), работают сами, но готовы легализовать свои заработки и платить налоги по упрощенной системе.

        Такая форма бизнеса дает возможность:
        • упростить регистрационные процедуры;
        •  минимизировать налоговые отчисления;
        •  исключить проблемы с ФНС;
        •  получать льготные микрозаймы и кредиты;
        •  официально наниматься на субподрядные работы для коммерческих компаний.


        Важно! Не могут оформиться в качестве самозанятых госслужащие, владельцы арендной нежилой недвижимости, агенты и посредники услуг, продавцы чужих и маркированных товаров, лекарственных препаратов, алкоголя и табачных изделий, лотерейных билетов.

        Частные юристы, нотариусы, оценщики и арендные управляющие могут стать плательщиками НПД в случае, если занимаются бизнесом, не связанным с основной профессией. Арендодатели недвижимости могут стать самозанятыми, если сдают именно жилые помещения, а курьеры - если берут деньги только за доставку уже оплаченных товаров, либо имеют при себе кассовый аппарат магазина-владельца товаров.

        Особенности налогового режима самозанятых

        Каждый самозанятый гражданин в обязательном порядке должен зарегистрироваться в качестве плательщика НПД через один из ресурсов:
        • официальный сайт ФНС (кабинет самозанятого по ИНН или учетной записи в
        • Госуслугах);
        •  мобильное приложение «Мой налог» (по паспорту);
        •  приложение уполномоченного банка.


        Открывать специальный банковский счет не нужно – достаточно предупредить свой банк о регистрации в качестве самозанятого и использовании личного счета для приема платежей (налогом будут облагаться только те деньги, которые поступают от клиентов и
        заявляются как доход). Кассовый аппарат самозанятому также не нужен.

        Учет дохода производится через личный кабинет на сайте ФНС или в приложении «Мой налог», куда самозанятый самостоятельно передает данные о доходе. Налоговые инспекторы сами рассчитывают размер суммы налога.

        Уплата НПД

        Размер налога зависит от юридического статуса клиента самозанятого:
        • 4% - с дохода, полученного от физических лиц;
        • 6% - с дохода, полученного от ИП или коммерческой компании.

        Налоговая сумма распределяется в Фонд обязательного медстрахования (37%) и бюджет местного субъекта РФ (63%). Списание денег со счета производится автоматически ежемесячно 25 числа следующего за отчетным месяца (12 числа вы получите уведомление о размере платежа).

        Что важно знать о налоговом режиме НПД?

        • Если самозанятый не вел бизнес и не получил доход в отчетном месяце, в приложение ничего не нужно вносить, и налог списываться не будет.
        • Если самозанятый имеет еще и основную работу по ТД с дохода от нее НПД не платится.
        • Доходы по ГПД за последние 2 года не имеют отношения к НПД – с них платится НДФЛ + страховые взносы.
        • Страховые взносы в ОМС (зачисляются автоматически), ПФР (добровольные взносы) и ФСС (больничные и отпуска) самозанятый платить не обязан.
        • Минимальный взнос в Пенсионный фонд для страхового стажа – 34445,00 рублей.
        •  Если гражданин впервые регистрируется как самозанятый, он имеет право на однократный налоговый вычет в размере 10.000 рублей (налог с каждого дохода уменьшается на 1-2%).

        Важно! Если в течение года ваш доход самозанятого превысит 2.4 миллиона рублей, приложение автоматически прекратит принимать данные о платежах, с новых платежей будет взят НДФЛ (13%), и вам придется подать налоговую декларацию. На следующий год вы снова можете зарегистрироваться как самозанятый и начать платить НПД.

        Составление договора

        Согласно ФЗ №422 и положениям ГК РФ, сотрудничество физлиц, ИП и коммерческих компаний с самозанятыми осуществляется на основе заключаемых гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг, авторского заказа, подряда, хранения, смешанного договора или оферты-акцепта (типовой документ).

        Отдельной установленной формы договора не существует, но важно помнить некоторые нюансы:
        • соглашение можно заключать на разовую услугу или абонентское обслуживание (любой срок);
        • договор может быть устным (с физлицом или самозанятым, стоимость услуг - до 10 тысяч рублей) или письменным (все прочие клиенты), реальным или удаленным (онлайн);
        • перед подписанием соглашения следует затребовать у самозанятого справку о постановке на учет или проверить его по ИНН (сайт ФНС);
        • обязанность самозанятого передать чек клиенту должна быть прописана в договоре;
        • штрафы за несоблюдение платежной дисциплины (передача чека в течение 3 суток) также должны быть прописаны в документе (20-50% от суммы чека);
        • спорные ситуации по договорам рассматриваются при наличии письменного документа и акта приема-передачи;

        Важно! Если на момент оплаты услуг самозанятого, он не является плательщиком НПД, налоговая инспекция рассматривает его как обычное физическое лицо, и заказчик обязан уплатить НДФЛ + страховые взносы. Если самозанятый не передает чеки, следует обратиться в ФНС для проведения проверки (штраф до 20% от суммы). Чтобы исключить споры, клиент должен требовать от самозанятого прописать в договоре порядок приемки работ с оформлением акта (объемы и цены), который потребуется заказчику для учета затрат и подтверждения гражданско-правового характера коммерческих отношений.

        Расторгаются договора с самозанятыми тремя способами: в одностороннем порядке, по взаимному согласию или через суд, что также важно прописать в соглашении сторон.
        Разрыв следует оформить в письменном виде.

        Риски работы с самозанятыми

        Риски сотрудничества с самозанятыми несущественны, если договор оформлен корректно и соблюдены все нюансы процедуры заключения соглашения. Как бы то ни было, выгодно нанять самозанятого (минимальный налог, не нужен кадровый учет, нет
        платежей в бюджет и т.д.), помните, что:
        •  Нанимать бывшего работника в качестве самозанятого (расторжение ТП и заключение ГПХ) нельзя! Это запрещено в течение 2-х лет, после увольнения работника и грозит серьезными штрафами.
        • Нанимать по ГПХ и вести расчеты с гражданином в момент, когда он не зарегистрирован как самозанятый – рискованно! Это грозит доначислением НДФЛ и страховых взносов, а также требованием уплатить НПД за самозанятого. Обязательна проверка статуса самозанятого!
        • Заключать ГПХ, в котором присутствуют признаки трудовых отношений – рискованно! ФНС может переквалифицировать такое соглашение в трудовой договор и потребовать перерасчета налогов и обязательных платежей, если в документе:
          • указана обязанность самозанятого соблюдать внутренние правила и режим работы компании клиента;
          •  не уточнены объемы и сроки выполнения услуг/работ;
          •  указана оплата за количество отработанного времени, а не объема работ;
          •  не указана обязательность приемки работ по акту.


        Сотрудники ФНС также могут заподозрить признаки трудовых отношений, если самозанятый сотрудничает только с одним заказчиком, регулярно получает одни и те же суммы оплаты за услуги, обеспечивается материалами и инвентарем за счет заказчика.
        Если налоговая инспекция переквалифицирует гражданско-правовые отношения между заказчиком и самозанятым в трудовые, то заказчику, в зависимости от юридического статуса, грозят штрафы от 5 до 100 тысяч рублей (5.27 КоАП), доначисление налогов и
        обязательных платежей и обязанность заключить с самозанятым трудовой договор (то есть, оформление в штат).

        Способы оплаты и документы учета

        Оплата услуг самозанятых выполняется наличными деньгами, на банковскую карту, на личный счет в банке или почтовым переводом.

        Получив оплату, плательщик НПД в течение трех дней обязан передать заказчику чек, который формируется в приложении «Мой налог».


        Учет дохода ведется посредством нескольких важных документов:
        • договор, в котором указаны основные условия, сроки и стоимость работ;
        • чеки, которые формируется в приложении «Мой налог» самозанятого, фиксируются в системе ФНС и передаются заказчикам;
        • приемные акты, свидетельствующие о выполнении заказа и получении оплаты.

        От самозанятого налоговая инспекция получает отчетность ежемесячно и автоматически (онлайн), что дает возможность плательщику НПД вообще не подавать никакой специальной отчетности и деклараций. А заказчики могут передать в ФНС или суд свои экземпляры чеков, договоров и актов приемки при возникновении споров либо при списании затрат при оформлении налоговых отчетов.

        Если же самозанятый является ИП, ему, как плательщику НДФЛ, необходимо удерживать из своего дохода и перечислять налог на доход  (страховые взносы в данном случае не платятся). Одновременно самозанятый ИП обязан подать в налоговую формы 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и расчет по страховым взносам, а в Пенсионный фонд – отчеты СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М, если у него имеются сотрудники по договорам ГПХ.

        Смотрите также:
        • бухгалтерский учет Ozon
        • бухгалтерское обслуживание организаций
        • консультации по вопросам бухгалтерского учета
        Начните сотрудничество с бесплатной индивидуальной консультации. Просто заполните заявку и консультант свяжется с вами!
        Заказать услугу

        Подписаться на
        рассылку

        Будьте в курсе последних новостей отрасли

        Подписаться

        Публикации

        Новый порядок указания реквизитов в налоговых платежных документах
        16.09.2022
        Новый порядок указания реквизитов в налоговых платежных документах
        Дистанционные работники: оформление и налогообложение
        21.08.2022
        Дистанционные работники: оформление и налогообложение
        Поделиться
        Назад к списку
        Услуги
        Бухгалтерские услуги
        Бухучет
        Налоговые услуги
        Юридические услуги
        Контакты
        Информационные сервисы
        Акции
        Статьи
        Компания
        О компании
        Команда
        Отзывы
        Вакансии
        Реквизиты
        Кейсы
        8 (495) 782-29-89
                8 (939) 900-61-97
        Заказать звонок
        info@prof-nalog.ru
        Москва, 4-й Ростовский переулок, д. 2, стр. 1
        • Вконтакте
        • Facebook
        • Telegram
        • Whats App
        Политика конфиденциальности
        © Все права защищены. 2025 Центр Бухгалтерского обслуживания - аутсорсинг бух услуг для ИП и ООО недорого. Работаем по всей России: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тверь, Белгород, Краснодар, Красноярск, Владивосток, Пермь, Казань, Уфа, Новосибирск, Самара, Сочи, Нижний Новгород, Челябинск, Омск, Воронеж, Волгоград, Мариуполь, Донецк.