Начните сотрудничество с бесплатной индивидуальной консультации. Просто заполните заявку и консультант свяжется с вами!
Самозанятые граждане – это «экспериментальная» категория налогоплательщиков, которая появилась в России в 2018 году, после вступления в силу ФЗ №422. Речь идет о людях, которые работают на себя без образования юридического лица и вместо НДФЛ и налога на прибыль платят специальный НПД – налог на профессиональный доход.
В деятельности и учете самозанятых, а также в налоговом учете сотрудничества с ними есть множество нюансов, о которых следует знать, чтобы избежать неприятностей с налоговым законодательством РФ.
Кто такие самозанятые
Конкретного списка профессий, которые подходят под определение самозанятости нет. Но, согласно ФЗ №422, самозанятые – это совершеннолетние граждане РФ и ЕАЭС, которые ведут профессиональную деятельность самостоятельно (без найма штатныхсотрудников), зарабатывают до 2.400.000 рублей/год и платят НПД. Речь идет о физлицах и ИП, которые имеют собственный мелкий бизнес (офлайн или онлайновый), работают сами, но готовы легализовать свои заработки и платить налоги по упрощенной системе.
Такая форма бизнеса дает возможность:
- упростить регистрационные процедуры;
- минимизировать налоговые отчисления;
- исключить проблемы с ФНС;
- получать льготные микрозаймы и кредиты;
- официально наниматься на субподрядные работы для коммерческих компаний.
Важно! Не могут оформиться в качестве самозанятых госслужащие, владельцы арендной нежилой недвижимости, агенты и посредники услуг, продавцы чужих и маркированных товаров, лекарственных препаратов, алкоголя и табачных изделий, лотерейных билетов.
Частные юристы, нотариусы, оценщики и арендные управляющие могут стать плательщиками НПД в случае, если занимаются бизнесом, не связанным с основной профессией. Арендодатели недвижимости могут стать самозанятыми, если сдают именно жилые помещения, а курьеры - если берут деньги только за доставку уже оплаченных товаров, либо имеют при себе кассовый аппарат магазина-владельца товаров.
Особенности налогового режима самозанятых
Каждый самозанятый гражданин в обязательном порядке должен зарегистрироваться в качестве плательщика НПД через один из ресурсов:- официальный сайт ФНС (кабинет самозанятого по ИНН или учетной записи в
- Госуслугах);
- мобильное приложение «Мой налог» (по паспорту);
- приложение уполномоченного банка.
Открывать специальный банковский счет не нужно – достаточно предупредить свой банк о регистрации в качестве самозанятого и использовании личного счета для приема платежей (налогом будут облагаться только те деньги, которые поступают от клиентов и
заявляются как доход). Кассовый аппарат самозанятому также не нужен.
Учет дохода производится через личный кабинет на сайте ФНС или в приложении «Мой налог», куда самозанятый самостоятельно передает данные о доходе. Налоговые инспекторы сами рассчитывают размер суммы налога.
Уплата НПД
Размер налога зависит от юридического статуса клиента самозанятого:- 4% - с дохода, полученного от физических лиц;
- 6% - с дохода, полученного от ИП или коммерческой компании.
Налоговая сумма распределяется в Фонд обязательного медстрахования (37%) и бюджет местного субъекта РФ (63%). Списание денег со счета производится автоматически ежемесячно 25 числа следующего за отчетным месяца (12 числа вы получите уведомление о размере платежа).
Что важно знать о налоговом режиме НПД?
- Если самозанятый не вел бизнес и не получил доход в отчетном месяце, в приложение ничего не нужно вносить, и налог списываться не будет.
- Если самозанятый имеет еще и основную работу по ТД с дохода от нее НПД не платится.
- Доходы по ГПД за последние 2 года не имеют отношения к НПД – с них платится НДФЛ + страховые взносы.
- Страховые взносы в ОМС (зачисляются автоматически), ПФР (добровольные взносы) и ФСС (больничные и отпуска) самозанятый платить не обязан.
- Минимальный взнос в Пенсионный фонд для страхового стажа – 34445,00 рублей.
- Если гражданин впервые регистрируется как самозанятый, он имеет право на однократный налоговый вычет в размере 10.000 рублей (налог с каждого дохода уменьшается на 1-2%).
Важно! Если в течение года ваш доход самозанятого превысит 2.4 миллиона рублей, приложение автоматически прекратит принимать данные о платежах, с новых платежей будет взят НДФЛ (13%), и вам придется подать налоговую декларацию. На следующий год вы снова можете зарегистрироваться как самозанятый и начать платить НПД.
Составление договора
Согласно ФЗ №422 и положениям ГК РФ, сотрудничество физлиц, ИП и коммерческих компаний с самозанятыми осуществляется на основе заключаемых гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг, авторского заказа, подряда, хранения, смешанного договора или оферты-акцепта (типовой документ).Отдельной установленной формы договора не существует, но важно помнить некоторые нюансы:
- соглашение можно заключать на разовую услугу или абонентское обслуживание (любой срок);
- договор может быть устным (с физлицом или самозанятым, стоимость услуг - до 10 тысяч рублей) или письменным (все прочие клиенты), реальным или удаленным (онлайн);
- перед подписанием соглашения следует затребовать у самозанятого справку о постановке на учет или проверить его по ИНН (сайт ФНС);
- обязанность самозанятого передать чек клиенту должна быть прописана в договоре;
- штрафы за несоблюдение платежной дисциплины (передача чека в течение 3 суток) также должны быть прописаны в документе (20-50% от суммы чека);
- спорные ситуации по договорам рассматриваются при наличии письменного документа и акта приема-передачи;
Важно! Если на момент оплаты услуг самозанятого, он не является плательщиком НПД, налоговая инспекция рассматривает его как обычное физическое лицо, и заказчик обязан уплатить НДФЛ + страховые взносы. Если самозанятый не передает чеки, следует обратиться в ФНС для проведения проверки (штраф до 20% от суммы). Чтобы исключить споры, клиент должен требовать от самозанятого прописать в договоре порядок приемки работ с оформлением акта (объемы и цены), который потребуется заказчику для учета затрат и подтверждения гражданско-правового характера коммерческих отношений.
Расторгаются договора с самозанятыми тремя способами: в одностороннем порядке, по взаимному согласию или через суд, что также важно прописать в соглашении сторон.
Разрыв следует оформить в письменном виде.
Риски работы с самозанятыми
Риски сотрудничества с самозанятыми несущественны, если договор оформлен корректно и соблюдены все нюансы процедуры заключения соглашения. Как бы то ни было, выгодно нанять самозанятого (минимальный налог, не нужен кадровый учет, нетплатежей в бюджет и т.д.), помните, что:
- Нанимать бывшего работника в качестве самозанятого (расторжение ТП и заключение ГПХ) нельзя! Это запрещено в течение 2-х лет, после увольнения работника и грозит серьезными штрафами.
- Нанимать по ГПХ и вести расчеты с гражданином в момент, когда он не зарегистрирован как самозанятый – рискованно! Это грозит доначислением НДФЛ и страховых взносов, а также требованием уплатить НПД за самозанятого. Обязательна проверка статуса самозанятого!
- Заключать ГПХ, в котором присутствуют признаки трудовых отношений – рискованно! ФНС может переквалифицировать такое соглашение в трудовой договор и потребовать перерасчета налогов и обязательных платежей, если в документе:
- указана обязанность самозанятого соблюдать внутренние правила и режим работы компании клиента;
- не уточнены объемы и сроки выполнения услуг/работ;
- указана оплата за количество отработанного времени, а не объема работ;
- не указана обязательность приемки работ по акту.
Сотрудники ФНС также могут заподозрить признаки трудовых отношений, если самозанятый сотрудничает только с одним заказчиком, регулярно получает одни и те же суммы оплаты за услуги, обеспечивается материалами и инвентарем за счет заказчика.
Если налоговая инспекция переквалифицирует гражданско-правовые отношения между заказчиком и самозанятым в трудовые, то заказчику, в зависимости от юридического статуса, грозят штрафы от 5 до 100 тысяч рублей (5.27 КоАП), доначисление налогов и
обязательных платежей и обязанность заключить с самозанятым трудовой договор (то есть, оформление в штат).
Способы оплаты и документы учета
Оплата услуг самозанятых выполняется наличными деньгами, на банковскую карту, на личный счет в банке или почтовым переводом.Получив оплату, плательщик НПД в течение трех дней обязан передать заказчику чек, который формируется в приложении «Мой налог».
Учет дохода ведется посредством нескольких важных документов:
- договор, в котором указаны основные условия, сроки и стоимость работ;
- чеки, которые формируется в приложении «Мой налог» самозанятого, фиксируются в системе ФНС и передаются заказчикам;
- приемные акты, свидетельствующие о выполнении заказа и получении оплаты.
От самозанятого налоговая инспекция получает отчетность ежемесячно и автоматически (онлайн), что дает возможность плательщику НПД вообще не подавать никакой специальной отчетности и деклараций. А заказчики могут передать в ФНС или суд свои экземпляры чеков, договоров и актов приемки при возникновении споров либо при списании затрат при оформлении налоговых отчетов.
Если же самозанятый является ИП, ему, как плательщику НДФЛ, необходимо удерживать из своего дохода и перечислять налог на доход (страховые взносы в данном случае не платятся). Одновременно самозанятый ИП обязан подать в налоговую формы 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и расчет по страховым взносам, а в Пенсионный фонд – отчеты СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М, если у него имеются сотрудники по договорам ГПХ.
Смотрите также: