Электронная отчетность для всех субъектов предпринимательства
2021 год принес немало изменений в сфере бизнеса и налогообложения. Одним из главных новшеств является обязательная сдача бухгалтерской отчетности в электронном виде.
Если субъекты среднего и крупного предпринимательства давно пользовались ТКС при передаче документации в ФНС, для маленьких компаний действовали определенные послабления. Однако начиная с отчетной кампании за 2020 год, использование ЭДО является обязательным условием для малого бизнеса, в том числе и для индивидуальных предпринимателей. Соответствующие указания даны в письме Минфина № 07-04-07/110599 и ФНС № ВД-4-1/20793@ от 17.12.2020.
Исключение сделано лишь для нескольких категорий юридических лиц. От обязательного предоставления отчетности в электронном виде освобождены:
-
ЦБ РФ.
-
Компании, отчитывающиеся в ЦБ РФ.
-
Организации, связанные с религиозной деятельностью.
-
Компании госсектора.
-
Субъекты предпринимательства, в отчетности которых находятся данные, установленные законодательством РФ, как гостайна.
-
Другие организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Если компания не относится к вышеперечисленным категориям, предоставление отчетности в ИФНС на бумажном носителе приведет к отказу в приеме документации и, как следствие, нарушению сроков подачи деклараций и штрафным санкциям.
Чтобы избежать неприятностей, необходимо своевременно заключить договор с оператором электронного документооборота и оформить электронно-цифровую подпись.
Предоставление доверенности по ЭДО
Переход на электронный документооборот с налоговыми органами вызвал волну негатива среди предпринимателей. Однако это нововведение во многих случаях оказывается весьма полезным.
Например, ИП с 23 декабря 2020 года могут оформлять доверенности в электронном виде с помощью ЭЦП. Это обеспечивает безопасность передачи данных, экономит время на обработку информации, доставку документации. Теперь ИП может оформить доверенность на уполномоченного представителя из любой точки мира при наличии интернета. Законодательно не установлен вид электронной подписи, что позволяет использовать даже простую ЭП.
Доверенность также может понадобиться при сдаче налоговой декларации представителем юридического лица. Документ прикладывается к отчетности в бумажном виде или электронном. В последнем случае потребуется усиленная квалифицированная подпись доверителя.
Изменения, касающиеся оформления и использования электронных доверенностей, прописаны в п. 5 ст. 80 НК РФ и вступают в силу с 1 июля 2021 года.
Бесплатное оформление ЭЦП для бизнеса
На сегодняшний день оформлением ЭЦП занимаются коммерческие организации. Однако планируется, что выдачей усиленной квалифицированной электронной подписи для ИП, юрлиц, нотариусов будет заниматься исключительно ФНС и специальные аккредитованные центры. Во избежание недоразумений предусмотрен переходный период.
На протяжении всего 2021 года за коммерческими организациями сохраняется право оформления ЭЦП для юридических лиц. Однако срок действия таких подписей закончится 31.12.2021.
В целях безболезненного перехода бесплатная выдача ЭП налоговым органом станет возможной с 1 июля 2021 года. Полномочия коммерческих компаний закончатся 31.12.2021 г., а уже с 2022 года выдача ЭЦП полностью перейдет под контроль ФНС. Данная услуга будет абсолютно бесплатной для юридических лиц, нотариусов и ИП.
Деятельность коммерческих центров по выдаче ЭЦП с 1 января 2022 года будет регламентироваться новыми законодательными актами. Подобные организации за определенную плату смогут выдавать квалифицированную электронную подпись физическим лицам. Гражданину это дает возможность удаленного сотрудничества с работодателем, деловая переписка, подписание кадровой документации.
После аккредитации удостоверяющие центры получат также право выдачи ЭП физлицам, действующим в интересах юридического лица по доверенности.
Смотрите также: