В РФ внесены изменения в путевые листы в 2023 году. Изменения касаются требований к составу данных, порядку оформления этих документов и систему их регистрации. Новые правила регламентированы Приказом Министерства транспорта РФ №390, который вносит изменения в статью 6 «Устава автомобильного транспорта» (ФЗ №259).
Основные новшества, которые уже начали действовать для владельцев автотранспортных предприятий и коммерческих автоперевозчиков:
- Путевой лист оформляется собственником или арендодателем транспортного средства
- В практику вводится оформление электронных путевых листов
- Изменен перечень реквизитов в документе
- Отметки о медицинском освидетельствовании водителя проставляет и заверяет врач, проводивший медосвидетельствование
- Без отметки о техническом состоянии автомобиля выезд на маршрут запрещен
- Журнал регистрации путевых листов больше не обязателен.
Ряд положений Приказа Минтранса пока сложен к исполнению, так как для них еще не разработана законодательная и техническая база, однако факультативно их уже можно применять.
Новые реквизиты в путевом листе
Согласно предыдущим требованиям (Приказ Минтранса №368), в путевом листе ранее указывались наименование формы, порядковый номер и период действия документа, данные владельца транспортного средства и самого ТС, данные водителя, вид транспортного сообщения и тип перевозки.
Новые требования к реквизитам согласно Приказа №390:
- Срок действия документа. Полная дата оформления – год, месяц, число и дата окончания (если путевка оформлена более, чем на сутки).
- Данные лица, которое оформило путевой лист. Указываются сведения о компании, юрадресе, контактах, ОГРН для юрлица или ФИО, адрес регистрации, контакты и ОГРНИП – для ИП;
- Данные водителя ТС. Указываются вся информация о водителе и втором водителе, результаты медосвидетельствования (ФИО и подпись врача).
- Данные самого транспортного средства. Остались неизменными (тип, марка и модель ТС, наличие прицепа, дата проведения техосмотра, регистрационный номер, пробег по одометру) и подписываются ответственным лицом. Показания одометра теперь отражаются как при заезде/выезде ТС, так и при передаче руля другому водителю (несколько путевок на одно авто).
- Тип перевозки и вида сообщения. По типу – коммерческие или некоммерческие, пассажирские регулярные/предзаказ, автобусные и детские, грузовые, специальные, по виду сообщения - междугородние, пригородные, городские.
- Необходимые дополнительные сведения. Указываются собственником, владельцем или арендатором ТС.
Номер и наименование путевого листа, данные о владельце ТС из новой версии оформления путевого листа исключены.
Электронная путевка
В связи с запуском в РФ ГИС ЭПД (государственной информационной системы электронных перевозочных документов), автоперевозчики теперь могут оформлять электронные путевые листы. Пока Минтранс и Минздрав готовят необходимую законодательную базу, бланк документа (его нужно будет утвердить в ФНС) и новый порядок прохождения медосмотров, но основания использования (18.1 Устава автомобильного транспорта) и порядок оформления электронной путевки уже определены.
Электронный путевой лист:
- будет подписываться УКЭП/УНЭП (усиленной квалифицированной или неквалифицированной электронной подписью), сертификаты ключей которых можно получить через портал «Госуслуги»;
- предполагает обязательные электронные подписи лиц:
- заполняющих документ (срок действия, данные о ТС, водителях, виде перевозки/сообщения);
- проводящих предрейсовый/предсменный медосмотр (дата и время выпуска ТС на линию, состояние водителя);
- проводящих предрейсовый/предсменный технический осмотр ТС (дата и время выпуска авто на линию, состоянии машины);
- ответственных за показания пробега по одометру (дата, время, данные, дата передачи руля другому водителю).
- передается между участниками и контролерами автоперевозок через информационные системы и операторов ЭПД.
- передается на контроль в ГИС ЭПД (доступ МВД, Минтранса, Минцифры, ФНС и Ространснадзор).
При приемке груза грузоперевозчик может сверяться как по бумажному, так и по электронному путевому листу.
Важно! Отметки о дате и времени прохождения техосмотра и выхода ТС в рейс, о показаниях одометра ставит работник, отвечающий за техническое состояние автомобиля. Отметки о дате и времени передачи руля другому водителю или оформлению нескольких путевок на разных водителей оформляет руководителем предприятия ответственный работник.
Хранение электронных путевых листов – не менее 5 лет, либо 50 лет (если это – единственный документ, подтверждающий вредные условия труда водителя). При обнаружении ошибок или неточных данных в таком документе, необходимо будет оформить новый путевой лист с указанием того, что это повторный (исправленный) документ, и подписью ответственных лиц.
Отмена журнала регистрации путевых листов
Обязательность регистрации путевок была регламентирована Приказом Минтранса №368. В Приказе №390 никаких упоминаний о необходимости регистрации путевых документов ничего не сказано. Следовательно, ведение журнала остается на усмотрение руководителя компании.
Тем не менее, по старому законодательству журналы должны храниться в архиве предприятия не менее 5 лет. Поэтому старые журналы следует сохранить на случай проведения проверок.
Если новые требования по оформлению путевых листов сложны для восприятия или создают трудности при оформлении, обратитесь за консультацией или помощью к бухгалтерам компании «(ЦБО) Бизнес Партнер». Наши специалисты помогут вам быстро разобраться в новых правилах составления и учета путевых документов, помогут настроить систему электронного документооборота и обучат сотрудников работе и передаче данных в системе ГИС ЭПД.
Смотрите также: